Форум » Литература, искусство, музыка и юмор народов Кавказа » Лидер. Качества лидера. » Ответить
Лидер. Качества лидера.
Перец: Лидер.Качества лидера. Лидер - это человек умеющий строить отношения с группой (коллективом), с конкретным человеком (индивидуальные) и с самим собой (развивать собственные качества). Это важно понять, что лидер может работать, как с группой, так и с индивидуумом. Еще важнее работа с самим собой или, точнее, над собой. Каждый день нужно работать над собой, что воспитывать в себе лидерские качества, каждый день нужно проводить работу над ошибками: что я могу сделать в этом деле, чтобы оно было более эффективно? Что не получается? Как я буду с этим справляться?. Это важно. Качества Лидера Теперь поговорим о качествах лидера. Я буду называть их и дам комментарий по каждому: 1) Воля. Способность преодолевать препятствия на своем пути. Воля - это то, что помогает человеку идти вперед и не сворачивать. Это то, что каждый день поднимает его с постели, потому так надо. Воля хорошо развита у спортсменов, поэтому спортсмены добиваются высоких результатов в бизнесе и,наоборот. 2) Настойчивость. На пути бизнесмена, спортсмена, да и любого другого человека часто возникают препятствия. У обычного человека есть выбор - либо остановиться, либо пойти дальше, разрушая это препятствие. У Лидера выбора нет! Он просто идет напролом и не важно, что будет препятствием. Важно то, что будет за ним. Это и есть настойчивость. 3) Независимость и инициативность Инициатива сродни лидерству. Без инициативы не будет лидера. Независимость - тоже важное качество лидера. Под этим словом подразумевается свобода во всем: деньги, жилье, машина. Никакого курения, алкоголя и наркотиков! Эти факторы гасят вашу независимость! 4)Адаптивность - умение приспосабливаться к новым условиям. Это очень важное качество. В свое время Чарльз Дарвин говорил по этому поводу следующее: Выживают вовсе не самые сильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к перемена Именно такие люди выживают после эпидемий, мировых войн и массовых стихийных бедствий - потому что они могут быстро адаптироваться к данным условиям. 5) Самокритичность Если вы не будете трезво оценивать себя, свои поступки, то вы либо погрязните в самолюбии, либо утонете в своей неуверенности. Самокритичность - это тот баланс, который необходим каждому лидеру для оценки своего собственного я. 6) Требовательность к себе и другим Тут работает правило: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе". Если вы спрашиваете с других, то нужно то же самое спрашивать с себя. Если вы тренер и требуете с учеников 50 отжиманий, вы обязаны сделать 50 отжиманий тоже. Надеюсь, мысль понятна. 7)Психическая устойчивость Если вы - лидер, то у вас будут стрессовые ситуации всегда. Нужно быть к этому готовым и нужно уметь держать себя в руках. Надежность. Умение держать слово. Люди, работающие с вами, должны знать, что на вас можно положиться, поэтому нужно уметь держать свое слово. 9) Выносливость. Умение работать даже в условиях перегрузок. Часто бывают ситуации, когда думаешь, что больше не можешь, что больше нет сил и ничего нельзя сделать. Выносливость - это то чувство, которое помогает разбить вдребезги все слова "нет" 10) Оптимистичность Надейся на лучшее, а ожидай худшего Это правило работает здесь. Всегда нужно быть оптимистом по жизни, но при этом не забывать, что есть и негативные стороны жизни. Нужно просто об этом помнить. 11) Решительность. Способность самостоятельно принимать решения. Это важный пункт в развитии лидерских качеств. Это способность просто делать. Решил - сделал. Все просто. Just do it. Резюме Я считаю это основные качества которыми должен обладать лидер. Если в вас нету хотя бы одного пункта, то вы еще не лидер. Но это лишь значит то, что есть над чем поработать. Именно так думает лидер: Еще не все решено, еще есть много задач, которые нужно решить, еще есть над чем поработать.
Ответов - 10
Nz: Как писал Р. Стогдилл, «лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях». Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение. Так, например, стать лидером в криминальной организации могут ловкие, бойкие, аморальные личности, способные в любой момент преступить закон и нормы социальной справедливости. Ясно, что в другой ситуации, например среди сотрудников религиозной организации, занимающейся благотворительной деятельностью, такого типа личности не имели бы шансов на лидерство. С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. Однако центральные для ситуационной теории утверждения о ведущей роли ситуации в формировании лидерства подтверждаются далеко не полностью. Эта концепция подвергается острой критике за то, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность правильно и своевременно оценить и изменить ситуацию, найти решение острых проблем.
Перец: Лидерство - глубинное чувство человека. Не контролируемый процесс, а подсознательное существование. Истинный лидер показывает всё на своём примере, а не толкает кого-то вперёд.
Перец: Лидерские качества - большая редкость, потому спрос на них велик. Далеко не каждый в современном обществе обладает, хотя бы, некоторыми из них, не говоря уже о сочетании их всех в одном лице. У лидера особое мировоззрение, специфический взгляд на жизнь. Это удивительное сочетание силы и лёгкости, оценить которое можно только почувствуя его.
Nz: Укрепление власти лидера 1.Природа рисков потери власти и ресурсы удержания. 2.Преднамеренная, осознанная конфронтация как способ укрепления власти лидера. 3.Проблемные, конфликтные ситуации – практика лидерства. Управление конфликтами. 4.Технологии ежедневного укрепления лидерской позиции при реализации основных управленческих функций: мотивация, постановка целей и задач, контроль, обучение и развитие подчиненных.
Хьан Безам: Стремясь занять позицию лидера, люди часто не задумываются, а смогут ли они нести этот довольно тяжкий крест? Лидерское мышление, вне зависимости от сферы деятельности человека, остается одинаковым. Вернее – все люди, обладающие лидерскими способностями, имеют одинаковые принципы, определяющие их мышление, которые помогают им побеждать и вести других за собой. Так, лидер не станет увиливать от ответственности, наоборот – такой человек будет стараться взвалить на себя обязанности. Это желание следует от стремления к власти. Такому человеку просто необходимо быть ответственным за что-то. Лидеры не боятся поражений, они возьмутся за самую тяжелую работу, где для достижения результата требуется приложить много усилий. Правда, лидеры станут это делать только в том случае, если хороший результат работы принесет им славу и перспективу. Лидеры не боятся отходить от стандартов и использовать креативный подход к вопросам. Настоящие лидеры смело меняют установленные правила, зачастую не подумав о последствиях. Но если в результате таких изменений была допущена явная ошибка, человек с лидерским мышлением признает свою вину. Звание лидера достоин получить только тот человек, который постоянно развивается, самосовершенствуется. Цели при этом выстроены конкретно, но лидер не будет идти к ним напролом, он всегда побеспокоится о долговременном эффекте от происходящего. Конечно, лидером можно быть только в окружении других людей. Поэтому очень важно уметь доносить свои планы до других, заинтересовывать людей общим проектом, научиться слушать и слышать окружающих. Для того, чтобы «заразить» других оптимизмом и стремлением достичь результата в общем деле, лидер должен излучать оптимизм и быть уверенным в своих силах. Для этого мало рассуждать, нужно собственным примером получать новые знания, развиваться и использовать информацию в целях саморазвития. Кроме этого, люди, обладающие лидерским мышлением, никогда не будут пытаться утаить какие-либо знания от других – природой так заложено, что лидеры обязаны передать свои знания другим. Только овладев всеми составляющими лидерского мышления можно вести за собой других людей. Ведь это большая ответственность и постоянное напряжение. Лидеры всегда стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, вне зависимости от сферы деятельности. Нельзя стоять на месте, нужно стремится к большему, к развитию. И только тогда за вами пойдут люди!
Перец: ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА Лидер – это человек, который ведет за собой людей. Лидерство начинается с умения контролировать самого себя, и в первую очередь свои мысли и эмоции. Ведь, как вы знаете, от ваших мыслей и эмоций зависит вся ваша жизнь. Перед тем, как управлять и вести за собой других людей, вы сперва должны научиться вести того единственного человека, которого вы видите каждый день в зеркале. Он тоже нуждается в лидере. Это первый и самый важный этап в лидерстве. Тут вы проходите практику: вы являетесь и управляющим, и выполняющим. Если вы способны настолько разумно управлять, чтоб поддерживать выполняющего в положительном и радостном настрое, вы способны управлять и большим количеством людей. Сразу оговорю, что лидер - это не манипулятор, лидер – это мотиватор. Его действия основаны и направлены на благополучие других людей. Конечно, не будем скрывать, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК в первую очередь думает только и исключительно о себе. Если кто-то говорит по-другому, знайте, что он врет и, возможно, даже не намеренно и не осознанно, искренне веря в то, что он заботится больше о других. Почему лидер способен хорошо заботиться о других людях, так это только потому, что он прекрасно заботится о самом себе и у него еще остается энергия и силы, чтоб отдавать ее другим людям во благо. Это как с деньгами: когда вы зарабатываете достаточно, чтоб самому жить припеваючи, вы способны отдавать свои деньги на благо других людей. Но когда вам не хватает даже на себя, то про других и речи быть не может. Потому лидер – это в первую очередь человек, который прекрасно управляет своей жизнью. У него свободной энергии в избытке, она бьет из него ключом, и именно за счет сильной и стабильной энергетики он способен вести за собой людей. Под свободной энергией будем понимать созидательную энергию, которую человек использует для творения. У большинства хватает энергии на поддержание существующего уровня, у некоторых даже и на это не хватает, и тогда их уровень жизни ухудшается. И только у немногих этой энергии хватает на то, чтоб, помимо поддержания существующего уровня, увеличивать его. Свободная энергия – это как свободные деньги, которыми вы способны распоряжаться после того, как оплатили все счета. Кстати, количество энергии и денег прямо пропорциональны. Вы заметили, что лидерами чаще всего бывают люди с высоким уровнем энергетики. Лидер не старается быть лидером, он не добивается этого. Лидеры, которые добились лидерства, не настоящие. Лидеры, которые добиваются лидерства, испытывают в первую очередь неуверенность в себе, они хотят показать, на сколько они важны в этом мире, и потому стараются подчинять других людей и управлять ими только и исключительно для того, чтоб поднять собственную самооценку. Они становятся лидерами, только, чтоб удовлетворить собственное эго. Истинные же лидеры становятся лидерами по выбору других людей. Они не стремятся к лидерству, просто другие люди чувствуют сильную личность, которая способна позаботиться о них, и притягиваются к ним. У людей не хватает свободной энергии, чтоб вершить великие дела, и когда они видят того человека, от которого эта положительная энергия исходит в избытке, люди стараются приблизится к нему и взять хотя бы частичку ее. Лидеры никогда не жалеют отдавать энергию, потому что чем больше они отдают, тем больше к ним приходит, тем сильнее они становятся. Они отдают неосознанно. Хорошей аналогией может служить наполненный стакан воды. Если в него наливать воду дальше, то вода будет переливаться через края. Стакан – это человек, вода – это свободная энергия. Для обеспечения своего эго достаточно воды, которая вмещается в стакане. Вся остальная вода, которая поступает в стакан, является избыточной и отдается во Вселенную во благо другим. Лидеры знают, кто они на самом деле, и их тяжело поколебать в их убеждениях относительно себя. Помните, что первым этапом к лидерству является управление человеком в зеркале. Если они с этим прекрасно справляются, то другие люди не в состоянии что-либо изменить. Лидеры обладают глубокой уверенностью в себе. Эта уверенность служит ядром их жизненной позиции и отношения к жизни и к другим людям. Уверенность дает им возможность принимать себя такими, как они есть. Уверенность будто создает защитный слой между ними и миром, что позволяет лидерам двигаться по жизни еще более уверенно. В нашем мире работает принцип 80/20, То есть 80% людей негативные, и нужно обладать высокой уверенностью в себе, что позволит не обращать внимания на негативные возгласы и упреки в свой адрес, которые в большей мере не являются справедливыми. Эта глубокая уверенность исходит в первую очередь от уверенности в своем будущем. Человек способен эффективно управлять своей жизнью только будучи спокойным. Когда вы переживаете, негативные эмоции начинают отравлять разум, и как следствие, вы принимаете неправильные решения. Человека, уверенного в своем будущем, невозможно поколебать. Это спокойствие души позволяет разуму мыслить кристально чисто и принимать верные решения. Знаете пословицу «Собаки лают, а караван идет дальше»? Также и лидеры, мелкие людишки стараются их осквернить, обидеть, но лидеры знают, кто они такие, и лишь улыбаются в ответ.
Nz: 30 качеств лидера: 1.Знание себя/своих ценностей 2.Видение будущего 3.Страсть 4.Готовность рисковать 5.Навыки межличностного общения 6.Трудолюбие 7.Отслеживание прогресса/оценивание результатов 8.Упорство 9.Умение ставить цели 10.Профессиональные знания 11.Вера в себя 12.Желание достичь успеха 13.Умение знакомиться, общаться с нужными людьми 14.Работа над тем, что приносит удовольствие 15.Получение удовлетворения от работы 16.Позитивное отношение 17.Благожелательность 18.Умение доверять интуиции 19.Уверенность 20.Мужество 21.Умение выполнять обещания 22.Честность и открытость 23.Сосредоточенность 24.Инициативность и ответственность 25.Способность мотивировать и вдохновлять других 26.Заботливость и сострадательность 27.Умение уважать чужие достижения 28.Выдержка и стойкость 29.Внимательность к деталям 30.Умение работать под давлением.
Перец: Основы лидерства Лидерство. Психология лидерства. Лидерская эффективность. Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость богов). Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным, как предлагал в 1513 году Никколо Макиавелли в своем знаменитом трактате «Государь»? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? А может, правильный ответ дал великий Лао-цзы, написавший две тысячи лет назад: «Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия? Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости действительно можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой. Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством. 1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются толпой. Страшно далеки они от народа... Высоколобый интеллектуал может занять место ближайшего помощника, мудреца, тайного советника вождя, а в лучшем случае — серого кардинала. Но «путь на трон» ему чаще всего заказан. Увы. 2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности. Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым. 3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли. 4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера. 5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая: победа Ричарда Никсона над Джорджем МакГоверном в 1972 году и победа Джимми Картера над Джеральдом Фордом в 1976 году. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами[3]. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом. 6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера. Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время. Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Эппл компьютерс». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания «Эппл» начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела под нажимом Джона Скалли, человека, которого сам Джобс когда-то пригласил руководить своей фирмой. Интересно, что спустя несколько лет компанию «Эппл» опять возглавил Стив Джобс. Это произошло тогда, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке. Наверное, вы уже поняли, что корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение. Получается это не у всех. Точнее — у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример — печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность с начала 90-х. Не случайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире. Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная — это ситуационная теория лидерства (contingency theory of leadership) Фреда Фидлера (Fiedler). Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее. Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго — на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader), больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения (relationship-oriented leader), в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Разумется, Позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека. Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. Это краеугольный камень его ситуационной теории. В ситуации «высокого контроля» у лидера прекрасные межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе беспрекословно признается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное — у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, и работа, которую должна выполнить группа, определена неясно. Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. В случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Это тот случай, когда «у руководителя в руках большая дубина, но ее все любят» . Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Это случай прямого принуждения: «Большую дубину в руках руководителя никто не любит, но все ей подчиняются». Однако необходимо учитывать, что ориентация на задачу и диктаторство (или оскорбление подчиненных) — это не одно и то же. В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все шестеренки рабочего механизма вращаются довольно гладко, но все же требуется уделять некоторое внимание «неполадкам», возникающим из-за плохих взаимоотношений и оскорбленных чувств. Лидер, способный сгладить эти шероховатости, действует в такой ситуации наиболее успешно. Ситуационная теория прошла проверку на многочисленных группах лидеров: от президентов транснациональных корпораций до армейских командиров. Результаты всех этих исследований, как правило, соответствуют предположениям Фидлера. Когда мы обсуждали характеристики лидеров, ориентированных на задачу и ориентированных на взаимоотношения, не напомнило ли это вам что-нибудь? Признайтесь честно: не показалось ли вам, что лидеры-мужчины более склонны ориентироваться на задачу, а лидеры-женщины — на отношения? Если это так, то вы далеко не одиноки: гендерные (т.е. полоролевые) стереотипы относительно лидерского стиля мужчин и женщин распространены очень широко. Считается, что женщины больше думают о чувствах своих сотрудников, обладают лучшими навыками общения и поэтому более ориентированы на отношения. Мужчин же часто рассматривают как жестких, авторитарных лидеров макиавеллиевского типа, которые не особенно обращают внимание на чувства своих подчиненных и намного меньше беспокоятся об их взаимоотношениях Соответствуют ли такие гендерные стереотипы действительности? Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Они обнаружили, что действительно, как и принято считать, женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы. Значит ли это, что женщины — лучшие руководители, чем мужчины? Как мы можем предположить исходя из ситуационной теории лидерства, это зависит от характера ситуации. Женщины обычно являются лучшими лидерами (как по объективным показателям их работы, так и по оценкам сослуживцев) в тех сферах деятельности, где особенно важны навыки общения, например в сфере образования. Мужчины обычно бывают более успешными лидерами там, где требуется способность решительно отдавать приказы и осуществлять контроль, например в армии. Прежде чем сделать далеко идущие выводы из этих данных, мы должны учесть некоторые дополнительные факторы. Во-первых, найденные различия не так уж велики. Есть много женщин, вполне способных усвоить «маскулинный» (мужской) стиль руководства, особенно если характер работы этого требует. И есть много мужчин, обладающих не меньшими навыками общения, чем женщины. Кроме того, при любом исследовании лидерской эффективности возникает следующая проблема: отражают ли собранные данные действительно существующие различия или только распространенные стереотипы относительно лидерства? Если, например, женщину характеризуют как менее эффективного лидера, чем мужчину, происходит ли это потому, что она действительно худший руководитель или потому, что ее сослуживцы используют другую шкалу для оценки ее действий? Старая мудрость говорит, что из-за половой дискриминации женщина должна быть «в два раза лучше, чем мужчина», чтобы преуспеть. К сожалению, различия в оценке деятельности лидеров мужчин и женщин существуют на самом деле. Если женщина практикует стереотипный «маскулинный» стиль руководства, если она типичный «босс» и ориентирована на задачу, ее оценивают более негативно, чем руководителя-мужчину с таким же стилем. Это проявляется особенно ярко в случаях, когда оценки делают мужчины. Психологи Дор Батлер и Флоренс Гейс (Butler & Geis) просили своих ассистентов, девушек и юношей, сыграть роль лидера в группе студентов, обсуждающих проблему из области бизнеса[4]. Лидеры — и юноши, и девушки — были настойчивы, но дружелюбны и решительно брали дискуссию в свои руки. Как остальные члены группы реагировали на такого лидера? Результаты оказались неутешительными для женщин. Когда мужчина утверждался во главе группы и действовал настойчиво, другие члены группы реагировали благосклонно. Если же подобным образом действовала женщина, то члены группы, особенно мужчины, реагировали гораздо более негативно. Получается, что мужчины чувствуют себя очень неуютно, если женщина использует тот же руководящий стиль, какой обычно позволяют себе мужчины. Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство — это психологический феномен, тогда как руководство — сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель — это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.
Хьан Безам: Для того чтобы вычислить лидерa в незнaкомом коллективе, обрaтите внимaние, нa чьем рaбочем столе лежит пульт от кондиционерa)))
Перец: Законы лидерства Лидер - это человек, который видит больше, чем видят другие, который видит дальше, чем видят другие, и который замечает раньше, чем заметят другие. Стремление к первенству заложено в нас от природы. Каждый из нас рождается с задатками лидера и инстинктом быть лучшим, но лишь единицы становятся прирожденными лидерами. Изо дня в день лидер делает себя сам, наблюдая, учась и оттачивая свой дар. Сначала он следует чьим-то правилам, но лишь для того, чтобы позже создать свои законы лидерства. Он живёт не по готовому сценарию, а пишет свой, воплощая его в реальность. «Лидер, подобен соколу, парящему в небе. Он начинает движение там, где родился. Вначале ему неподвластно многое, но он быстро набирает силы, изучает необходимые тактики и стратегии, и, почувствовав, что крылья его окрепли, отправляется на поиски своей территории», - Антонио Менегетти. Закон притяжения Лидерство, как и всё в природе, проявляется через созидание и творчество. Лидер не критикует, не жалуется, не ждёт перемен. Он сам становится изменением. Одержимый своей идеей, он самореализуется, открывая эту возможность другим. Он - центр притяжения, и каждый стремится стать частью его замысла. Лидер знает, как удержать эту тягу и сохранить притяжение. Он - тонкий знаток человеческой природы и понимает, что движет людьми. ОН ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЕНЬГИ ПОТОМУ, ЧТО УМЕЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ЛЮДЕЙ. Закон увеличенной отдачи В природе существует закон увеличенной отдачи. Так, пчела, перелетая с цветка на цветок, не имеет намерения их опылять. Ей нужен нектар. Но удовлетворяя свою потребность, она несёт жизнь новым цветам. Такова и психология лидерства: дело лидера служит не только ему, но и приносит пользу тем, кто работает, следуя за ним. «Истинный лидер - это судьбоносный момент духа в мире, рука помощи для многих. Это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес», - Антонио Менегетти. Всё в природе пребывает в движении: река течёт, ветер дует, солнце светит. ПРИРОДА РАБОТАЕТ, И ЛИДЕР РАБОТАЕТ. Через действие лидер провозглашает и утверждает свои ценности и удовлетворяет свои амбиции. Без амбиций и воли стать лидером невозможно - именно они движат в состязанье за первенство. «Жизнь утверждает себя через победителей. Весна отождествляется не со всеми ласточками, а только с теми, которые прилетают, с теми персиковыми деревьями, которые зацветают, с теми примулами и фиалками, которые распускаются», - Антонио Менегетти. Закон самосохранения НО БЫТЬ ПЕРВЫМ НЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ ЛИДЕРОМ. Лидерство - это одновременно влияние на других и свобода от чьего-либо влияния. Стать лидером значит уметь находиться в ситуации, не погружаясь в неё целиком, а глядя свысока и сохраняя контроль. Такие автономность и отстраненность дают лидеру ясность видения и остроту момента, кристаллизуя оценку и восприятие. Но стоит ему поддаться воздействию, как негативная спираль захватывает и поглощает его. В такие моменты лидер теряет связь с собой, утрачивая присутствие здесь и сейчас. «Великий человек на работе друзей не имеет, он не может их иметь, поскольку он - выше. Деятельность лидера эффективна только тогда, когда он доказывает свое превосходство и использует свою власть, контролируя весь процесс», - Антонио Менегетти. Всё в природе живёт по закону самосохранения. Природа не приветствует альтруизма и не ждёт добровольных жертв. Чтобы быть лидером, важно уметь сохранять свою цельность, оберегая и защищая себя. Честность по отношению к себе и рациональный эгоизм помогают лидеру стать тем, кем он потенциально является. Только так он обретает себя.
полная версия страницы