Форум » Российский Кавказ. Дон, Кубань, Ставрополье, национальные республики. » Дагестан » Ответить

Дагестан

Хромая волчица: Кто такие Хасав-Юртовские ЧЕЧЕНЦЫ(Аухар Нохчи). Исторические мателиалы История, тейповый состав Чеченцев Ауха (Новолакский, Хасав-Юртовский районы). В 15 в. началался процесс выхода из горных ущелий чеченских обществ, чеченцы как самые активные борцы против нашествия Тимура, не имели возможность из за больших потерь в людских ресурсах снова выйти на равнину, новое освоение своих земель вылилось в стычки с другими кавказскими народами. Первых чеченцев спускавшихся на равнину в основном называли по имени горной местности акки( Акки Лам). Кабардинцы называли их "шашэн", осетины - "цацан". Русские первоначально называли чеченцев "окочанами", "аккинцами" по названию горной области, откуда спустились нарты-карабулахи( дрвенее подразделение Нохчи), затем нынешним именем по названию села Большой Чечен. Исторически территория Чечни делится на Большую Чечню и Малую. До XV-XVI вв. чеченцы жили в основном в горах ( плоскоть была занята иноземцами), образуя отдельные территориально-политические группы. Основываясь на многих данных и реальных фактах, мы сделаем определенные выводы, что Ауховцы( Аухар Нохчи) или равнинная Аькха( есть и горная Аькха)- это сообщество разных нохчи тейпов, есть предположения что среди них есть небольшое количество г1алг1аевских семей(?)(ассимилировались) , эта земля простиралась от Гудермеса(Гуьмс) до острова Чечен в Каспийском море. Первых чеченцев спустившихся с гор на свои бывшие равнинные земли(после нашествия Тимура), русские переселенцы и купцы называли акки. Но на самом деле это были различные тейпы и общества чеченцев, как орстхой, самих аккинцев, ч1еберлой, нохчмахкахой, ч1антий. За равнинными поселенцами чеченского Ауха в историю прочно вошло название ара-аькхий или ауховцы (см. состав тейповый состав чеченцев Ауха). Это еще укрепилось после возвращения из ссылки, всех Хасав-Юртовских чеченцев советские борзописцы начали складывать не углубляясь в детали в одну полку. Так беной и ц1онтарой, куршалой записаны аккинцами(равнинные), ч1антой(и) записаны аккинцами, щеберлой(ч1еберлой) записаны аккинцами, шарой записаны аккинцами, орстхой-цечей записаны аккинцами, как и пешхой ... Это с удивление заметил еще один чеченский исследователь Арсаханов: «С достоверностью можно сказать, что переселение аккинцев на плоскость носило не чисто аккинский характер. Об этом свидетельствует весьма пестрый в тайповом отношении состав аккинцев» (Арсаханов, 1959, с. 8 - 9). Еще два тейпа вписанных в арар-акхий: 6. Пхарчахой (Пхьарчахой)(Считаеться что большинство выходцев этого тейпа выходцы из тейпа Ширди, позже с ними ассимилировались ч1анти) 7. Пхарчой (Пхьарчой) , посмотрим историю этого тейпа: На землях к востоку и северо-востоку от современных дагестанских селений Куруш — Костек — Казьмаул — Сулевкент и до озера Акташского расселились чеченские общества из пхьарчхоевской группы «Ч1ебарлой», имеющие и в настоящее время своих представителей среди ауховских пхьарчхоевцев.Главным опорным поселением группы Чебарлой было «Ч1ебарлой-Эвла» (или Кунтий-Эвла), располагавшееся на месте современного дагестанского селения. Костек. В начале Xviii века около этого чеченского поселения обосновались русские рыбаки со своим главарем по имени Костя. Вскоре временное поселение русских рыбаков, вошедшее, вероятно, в дружеские контакты с чеченцами из Шебарлой-Эвла, получило от последних название Костийн-Отар (хутор Кости), Расположенное у самого края сулакской поймы, поселение постепенно пополнялось за счет кумыкского населения, прибывавшего преимущественно из-за Сулака. Оба поселения (Ч1ебарлой-Эвла и Костийн-Отар) впоследствии слились и в официальных русских документах сохранилось название «Костек». Вплоть до 1944 г. селение Костек, в соответствии с принятой традицией, делилось на два основных квартала: Аьккхий-Эвла (Село аккинцев) и Иумкий-Эвла (Село кумыков). Тейповый состав чеченцев(аккинцев) Ауха(Хасав-Юрт): 1)31ог1ой, 2)Пхьарчхой( происхождение ведут от Ч1еберлой и Ч1аьнтий), 3)Орстхой(Ц1ечёй), 4)Ваьппи, 5)Барчхой, 6)Кхархой, 7)Пулой, 8)сами Ч1анти, 9)Зандакъой, 10)Курчалой(Куршлой), 11)Билтой, 12)Кевой, 13)Пешхой, 14)Бацой, 15)Нокк-хой, 16)Мержой, 17)Овршой, 18)Дишной, 19)Курчалой, 20)Пордалой, 21)Гендарганой, 22)Эг1ашбатой, 23)Гуной, 24)Ц1онтарой, 25)Жевой, 26)Беной, 27)Шарой, 28) Ч1еберлой, 30) Ширдий-это говорит о том, что ара-эькхкхи - условное, собирательное название представителей различных нахских тайпов (см. Список информаторов). Земля -IАВХАР , сейчас современный Чеченский Аух. Территории современного Чеченского Ауха, на которых поселились аккинцы, нохчмахкахоевцы, итум-калинцы, ч1еберлой, были населены в древности нахским племенем Iавхар, о котором упоминал еще Геродот (V в. до н.э.) под названием авхат. Примерно в IX-XII вв., по данным археологии, Аух пополняется новыми волнами нахской миграции. Это были горцы, вынужденные искать новые места обитания в связи с перенаселенностью в горах. Серьезный удар по Чечне и ее богатых торговых земель Ауха нанесло монголо-татарское нашествие. За период всего XIII века через эти земли проходили бесчисленные полчища монголов и войск иранских ильханов. Естественно, что не все аухары погибли в этих войнах, но равнинные земли опустели - это факт. На пустующие земли стали спускаться собственно чеченцы-аьккхий, нохчмахкаховцы, итум-калинцы, ч1еберлой, шарой. Предания ауховцев говорят, что им пришлось сражаться с кочевниками, которые могли быть ордынцами. Возглавил их тогда Таймасха. Этот Таймасха погиб в сражении на реке Сирахьина. В состав переселенцев заселявший Аух(ныне Новолак и Хасав-Юрт) вошли как собственно аккинцы - тейпы жевой, зIогой, ноккхой, так и другие чеченские общества - пешхой, чIаьнтий, карабулаки - мержой, цIечой, орстхой и ингушское(??) общество Ваьппий,а ч1еберлой, пешхой и ч1антий образовали два новых тейпа: пхьарчой и пхьарчахой, которые позже начали относить к аккинцам. Из восточной части Чечни на равнину спустились шарой и чIебeрлой, а вскоре, после заселения Ичкерии, - ширдий. Придя на новое место жительства, переселенцы заняли земли в верховьях рек Ярык-Су и Акташ. И опять же на новом месте они столкнулись с присутствием тюркского этноса. Практически вся топонимия Ауха носит следы тюркского субстрата. Это, во-первых, названия рек - Акташ (белый камень), Аксай (белая речка), Ярык-Су (светлая вода) и Яман-Су (плохая вода). Во-вторых - названия населенных пунктов - Кишень (гробница, монастырь), Симсир (обильная земля), Биляр-Гырган, Озен-Отар (хутор на речке) и др. С момента заселения равнинных земель территория Ауха разделилась на две географические зоны - ГIачалкха-Аккха и Пхьарчхошка-Аккха (или Ширча-Аьккха(??) «старый Аух»). Практически все Терско-Сулакское междуречье было густо заселено чеченскими родами, вплоть до Каспийского моря, самый интересный факт, что островом Чечен владели мелхинцы, но позже в истории их след в Аухе пропадает, этому могут быть разные причины, ассимиляция и войны с персами. Земли эти получили название Пана-Мохк. ГIачалкха-Аккха располагалась между левым берегом Аксая, Качкалыкским хребтом, реками Гудермес - Сунжа - Терек; Ширча-Аьккха - от правого берега Аксая и Андийских гор до левобережья Сулака, побережья Каспийского моря и правобережья Терека. Тейпа Шарой, часть которого переселилась в Аух, основали селения в низовьях Терека - по линии современных Ауховских сел Хамаматюрт - Бабаюрт - Татаюрт - Шава. Их селениями были: Бухне (р-н Кизляра), Эраш (р-н села Бабаюрт) и третье, в районе современного села Шава, название которого утеряно. Группа "аккинцев(??)" -Ч1еберлой проживала на территории, расположенной к востоку и северо-востоку от линии Куруш - Костеки - Казьмааул - Сулавкент, до озера Акташинского. Их центр, Ч1еебарлой-Эвла (или Кунтий-Эвла), располагался на месте современного селения Костеки. ЧIантий расселились в местности Шина-ГIайсе-юкъ («середина двух Койсу»), где заложили селение ЧIантой-Эвла (совр. Чонт-аул). Равнинная часть междуречья Аксая и Сулака, расположенная ближе к предгорьям, была занята тейпом пхьарчхой(происхождение ведут от ч1еберлой(в основном) и ч1антой). Их селения: Бота-Юрт, Ийпне - (совр. Адиль-Отар), Йоккха-Бамт-юрт - (Баматюрт), Накхе - (Кокрек), Сал-Юрт - (Кандаураул), Салехь-Эвла - (Сиюх), Уцийн-Хьасте - (Муцалаул), Хасий-Эвла - (Хасавюрт), Яркхе - (Куруш), Iанзале (Адзарей-юрт) - недалеко от Бабаюрта. Предгорная часть междуречья Сулака и Аксая была густо заселена. Тейп Ширдий основал селение Ширдой-ГIала - современное селение Эндери. Пхьарчхой(Ч1еберлойцы) основали: Алтмарза-Юрт - (Ново-Чуртах), Боний-Эвла - (Новолакское), Буьрсана (южнее Эндери), ГIазар-ГIала - (Ново-Кули), МажгIар или МIажр (выше Кешене), Морхан-Берде (вост. Кешене), Пхьарчхошка - (Ленин-аул), Ширча-Юрт - (Калинин-аул). Орстхоевский тейп цIечой основал селение Кешене, или, как его именовали русские, Кишень-Аух (совр. Чапаевка), сейчас село Чапаевка составляет смешанно население от асмхи аккинцев и ц1ечей орстхой.¨ Мало известно про территорию Ауха, называемой ГIачалкх-Аккха. В среднем и нижнем течении Аксая, вплоть до Терека, проживал тейп кхархой, который называли еще Къоцой-некъе. Главное их селение, Къоцой-Эвла, располагалось между современными селами Хамаматюрт и Адиль-Янги-Юрт.

Ответов - 4

ЭЛЧИ: А где моя нация где Аккхи, неужели нет такой нации!

Хромая волчица: ЭЛЧИ пишет: А где моя нация где Аккхи, неужели нет такой нации! ЛИКВИДАЦИЯ АУХОВСКОГО РАЙОНА И РЕПРЕССИИ В ОТНОШЕНИИ ЧЕЧЕНЦЕВ-АККИНЦЕВ Из Указа Президиума Верховного Совета РСФСР Об административно-территориальном устройстве районов Дагестанской АССР. Утвердить представление Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР о внесении следующих изменений в административно - территориальное устройство районов: ...1. Переименовать следующие районы Дагестанской АССР: ...Перенести районный центр Ауховского района из селения Ярыксу-Аух в селение Вонай-аул и переименовать Ауховский район в Ново-Лакский район и районный центр Ново-Лакского района селение Ванай-Аул в селение Ново-Лакское. III. Переименовать следующие сельские Советы и населенные пункты Дагестанской АССР: п.3. Ново-Лакского района - сельский Совет Алты-Мурза-Юртовский переименовать в Ново-Чуртахский и селение Алты-Мурза-Юрт в Ново-Чуртах; сельский Совет Акташ-Ауховский переименовать в Сталин-Аульский и селение Акташ-Аух в Сталин-Аул; сельский Совет Банай-Аульский переименовать в Ново-Лакский и селения Банай-ютр в Ахар и Ямансу в Шушия; сельский Совет Бильтаульский переименовать в Тухчарский и селение Бильт-Аул в Тухчар; сельский Совет Кишень-Ауховский переименовать в Чапаевский и селение Кишень-Аух в Чапаеве; сельский Совет Минай-Тугайский переименовать в Гамияхский и селения - Минай-Тугай в Гамиах и Барцой в Ницовкра; сельский Совет Юрт-Ауховский переименовать в Калинин-Аульский и селение Юрт-Аух в селение Калинин-аул. IV. Перечислить из Ново-Лакского района Сталин-Аульский сельские Советы в состав Казбековского района. V. Образовать сельские Советы в следующих районах ДАССР. ...п. 4. В Ново-Лакском районе - Ахарский сельский Совет за счет разукрупнения Ново-Лакского сельского Совета. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Н.Н.Шверник Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П.Бахмуров Москва, 7 июня 1944 г. Источник: ГАРФ, фА. 385, oп. 17, д.309, л.18, 10, 20, 21

Хромая волчица: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ-АККИНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН ПОЛОЖЕНИЕ Об Исполкоме съезда чеченцев Ауха 1. Исполком съезда чеченцев Ауха является высшим исполнительным органом общественного самоуправления чеченцев Ауха. 2. Задачами исполкома съезда чеченцев Ауха является претворение в жизнь решений съезда чеченцев Ауха, консолидация народа, различных политических и общественных движений, мобилизация интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов народа на выполнение решений съезда по вопросам общенациональной значимости. 3. Исполком съезда чеченцев Ауха осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с организационным комитетом по восстановлению Ауховского района, другими органами государственной власти и управления, политическими и общественными движениями Дагестана и Северного Кавказа. 4. В функции исполкома съезда входит: - разработка актов применения во исполнение решений Съезда и общенационального референдума; - хозяйственное ведение материальных ценностей, фондов поддержки предпринимательства, культуры, благотворительных фондов других денежных и материальных ресурсов, являющихся общенациональной собственностью; - проведение с привлечением специалистов опросов населения социологических прогнозов, экспертных оценок планов инвестиционной деятельности и т.д.; - представление интересов чеченцев Ауха в органах государственной власти, в межнациональных отношениях; - поддержка о пощрении исследования истории Ауха и чеченцев Ауха; - организация, освещение в средствах массовой информации решений съезда чеченцев Ауха, исполкома, проблем чеченцев Ауха; - определение даты проведения очередного Съезда, выборов делегатов; - другие вопросы организационно-распорядительного характера. 5. Исполком подотчетен в своей деятельности Съезду чеченцев Ауха. 6. Исполком Съезда чеченцев Ауха избирается Съездом тайным голосованием из числа делегатов Съезда. Количественный состав исполкома определяется Съездом. 7. Решение исполкома принимаются простым большинством голосов. Заседания Исполкома правомочны принимать решения по вопросам, входящим в его компетенцию при наличии на нем не менее 2/3 членов Исполкома. 8. Возглавляет работу Исполкома председатель, избираемый Исполкомом. Председатель Исполкома подотчетен в своей деятельности Съезду чеченцев Ауха и его Исполкому. 9. Председатель Исполкома по вопросам входящим в компетенцию исполкома без доверенности представляет исполком съезда чеченцев Ауха, дает устные и письменные распоряжения, обязательные для исполнения членами исполкома и органами местного самоуправления, джамаатами, организует и руководит работой Исполкома съезда. 10. В ходе подготовки и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию Исполком вправе обратиться за консультацией в Мехк-кхел о соответствии проекта решения шириату, обычаям и традициям вайнахов. 11. Исполком съезда чеченцев Ауха избирается сроком на 3 года. Председатель исполкома и Исполком имеет право выйти с предложением к Съезду чеченцев Ауха об исключении из состава Исполкома отдельных его членов. 12. Исполком съезда чеченцев Ауха создает комиссии и комитеты по отдельным вопросам с привлечением в них специалистов. 13. Исполком съезда чеченцев Ауха обязан систематически информировать население о проводимой работе. Председатель Исполкома съезда чеченцев Ауха Дадаев Б. Принято на Съезде чеченцев Ауха 21-22 декабря 1991г. в г.Хасавюрте. Источник: рукописный текст. ОСНОВЫ общественного самоуправления чеченцев Ауха Чеченцы Ауха, учитывая: - активизацию межнациональных отношений в Дагестане и на Северном Кавказе, связанную с ростом национального самосознания народов Северного Кавказа; - политические процессы, происходящие в связи с государственно-правовым переустройством страны; - падение уровня жизни населения, связанное с инфляцией в экономике, переходным периодом от административной экономики к рыночной экономике; проявляя: - озабоченность состоянием культуры, нравственности и духовности народа, социально-экономическим развитием народа в условиях реформы экономики, состоянием общественной безопасности и охраны общественного порядка в регионе; осознавая себя: - неотъемлемой частью чеченского народа, - субъектом межнациональных отношений в Дагестане и на Северном Кавказе; в целях: - защиты и обеспечения реализации законных связей на основе равенства, уважения естественных и неотъемлемых прав народов, соблюдения общепризнанных и гуманитарных ценностей, принципов ислама, традиций межнационального общения народов Дагестана и Северного Кавказа; - разработки и реализации программы социально-экономического развития народа; - возрождения культурных и нравственных ценностей, традиций и обычаев народа; - недопущения создания другими народами Дагестана национально-территориальных и административных образований на землях Ауха; устанавливают общественное самоуправление. I. Общие положения. 1. Общественное самоуправление является формой волеизъявления народа и методом ее реализации. Самоуправление обеспечивается общностью интересов чеченцев Ауха на основе добровольного сотрудничества всех чеченцев с органами общественного самоуправления. 2. Органы общественного самоуправления чеченцев Ауха действуют во взаимосвязи с органами государственной власти и управления и не имеют целью подмену их функций. 3. Сферой деятельности органов общественного самоуправления чеченцев Ауха являются те отношения, которые не входят в компетенцию органов государственной власти и управления. По вопросам, которые входят в компетенцию органов государственной власти и управления, органы общественного самоуправления чеченцев Ауха могут принимать в рамках действующего законодательства решения, резолюции, обращения и другие документы, выражающие отношение чеченцев Ауха к действиям или бездействию государственных органов. 4. В случае, если действующее законодательство Российской Федерации и Республики Дагестана, акты местных органов управления противоречат естественным и неотъемлемым правам и интересам чеченцев Ауха, органы общественного самоуправления чеченцев Ауха организуют переговоры, пропагандистские и агитационные компании, акты протеста и другие предусмотренные законом действия, направленные на отмену указанных законов и, актов применения. Если указанные методы не дают желаемых результатов, органы общественного самоуправления используют другие методы ненасильственной борьбы за свои права, в том числе объявление гражданского неповиновения властям, митинги, демонстрации и забастовки. 5. Органы общественного самоуправления чеченцев Ауха осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии и сотрудничестве с общественными движениями, политическими партиями чеченцев Ауха, других народов Дагестана и Северного Кавказа. 6. Органы общественного самоуправления в своей деятельности руководствуются настоящими Основами и положениями о них. 7. Наиболее важные вопросы общественной жизни выносятся на всенародное обсуждения, а также на всенародное голосование (референдум), согласно Положения об общенациональном референдуме. 8. Высшим представительным органом общественного самоуправления чеченцев Ауха является съезд чеченцев Ауха. Съезд полномочен принять к своему рассмотрению любые жизненно важные вопросы чеченцев Ауха. К исключительному ведению Съезда чеченцев Ауха относятся вопросы, закрепленные в Положении о съезде. Решения Съезда принимаются большинством голосов от общего числа делегатов СЧА. 9. Съезд чеченцев Ауха состоит из делегатов, избираемых по норме представительства 1 делегат от 200 человек. Выборы делегатов СЧА являются общими, равными, прямыми и тайными. Порядок проведения выборов регламентируется Положением о выборах делегатов СЧА. 10. Полномочие делегатов Съезда чеченцев Ауха регламентируется Положением о статусе делегатов СЧА. 11. Постоянно действующим высшим исполнительным органом общественного самоуправления чеченцев Ауха является исполком СЧА, избираемый съездом тайным голосованием из числа делегатов и подотчетный ему. Деятельность и полномочия исполкома СЧА регламентируется Положением об исполкоме СЧА. 12. Решения и Постановления Съезда чеченцев Ауха и его исполкома претворяет в жизнь исполкомом непосредственно либо через местные самоуправления. 13. Органы местного самоуправления формируются джааматом общины самостоятельно. 14. Для решения вопросов морально-нравственного характера и выполнения функций третейского суда по рассмотрению спорных вопросов и конфликтных ситуаций на основе шириата и обычаев вайнахского народа создается Мехк-кхел. 15. Мехк-кхел избирается в количестве 11 человек из числа наиболее уважаемых и авторитетных ученых-алимов, юристов, историков и др. лиц. Организация и деятельность Мехк-кхел регламентируется Положением о Мекх-кхел. 16. Чеченцы Ауха, осознавая себя частью чеченского народа являются гражданами Республики Дагестан, так и Чеченской республики. Органом самоуправления чеченцев Ауха принимают меры к обеспечению равенства всех граждан независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания и других обстоятельств. 17. Чеченцы Ауха признают необходимым всестороннее укрепление и расширение социально-экономической и культурных связей с Чеченской республикой. 18. В интересах настоящего и будущего поколения в Духе принимаются меры для охраны и научно-обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных, ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения вопроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды. 19. Органы общественного самоуправления в тесном контакте с органами власти и управления обеспечивают развитие системы здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, физического и культурного развития жителей Духа. На территории Духа органы общественного самоуправления всемерно поощряют и поддерживают развитие профессионального искусства и народного художественного промысла. 20. Органы общественного самоуправления в контакте с Мехк-кхел заботятся об охране, приумножении духовных ценностей вайнахов для нравственного и эстетического воспитания чеченцев Духа. 21. Чеченцы Духа строят свои отношения с народами Дагестана и Кавказа на основе равенства, дружбы, братства, соблюдения принципов урегулирования спорных вопросов, уважения прав и свобод граждан. 22. Чеченцы Ауха, признавая необходимым в сложившихся обстоятельствах консолидацию народов Кавказа, поддерживают идею Конфедерации Горских народов Кавказа и считают ее эффективной формой взаимоотношения народов Кавказа. 23. Защита территориальной неприкосновенности и целостности Духа является важнейшей функцией органов. общественного самоуправления и делом всех жителей Ауха. 24. Чеченцы Ауха считают уважение территориальных прав народа основой мирного добрососедского проживания всех народов Дагестана. Председатель Исполкома съезда чеченцев Ауха Дадаев Б. Приняты на Съезде чеченцев Ауха 21-22 декабря 1991г. в г. Хасавюрте. Источник: рукописный текст.


ЭЛЧИ: Спасибо тебе за все то что ты написала, очень интересно! и еще если есть информация о тайп зъогой, напиши ладно!



полная версия страницы