Форум » Американская зона. Грузия и Азербайджан. » Армянские и грузинские диаспоры в Европе: сотрудничество во имя освобождения родины » Ответить

Армянские и грузинские диаспоры в Европе: сотрудничество во имя освобождения родины

Сокол: Отрывок из книги Эдуарда Абрамяна "Забытый Легион" ... Дружественные отношения складывались у властей (Третьего Рейха. Сокол) и с грузинской стороной, в основе этих отношений, как не раз отмечалось (ранее в книге. Сокол) были традиционные связи грузин с немцами с 1890-х годов. Несмотря на это, основная часть грузинских эмигрантов, как и армяне, проживала не в Германии, а во Франции. Здесь проживали немало грузин, которые тоже связывали своё возвращение и "освобождение" родины с нацистской Германией. Даже в рядах "Прометея" (Союз эмигрантских организаций кавказских народов под контролем властей Польши, ставивший своей целью освобождение Кавказа из-под власти большевиков. Просуществовал до оккупации Польши войсками Третьего Рейха. Сокол) лишь армяне и грузины, не одобрив политику Варшавы, решили постепенно "разогреть" отношения с Берлином, чтобы найти иной подход к реализации общих планов. Грузины, по сравнению с армянами и другими эмигрантами с Кавказа, имели больше ненависти к Советам и к самим русским, что и заинтересовало германское руководство. Армяне в большинстве обращались к русским как к своим освободителям и лишь дашнакисты - лидеры независимой Армении постимперского периода, ставили большевиков в один ряд с младотурками... ...Тем самым, с мая 1936 года, руководителями армянской и грузинской эмиграций Франции, Бельгии и Надерландов был провозглашён антисоветский армяно-грузинский союз, который также имел свой орган под названием "Армяно-грузинский Унион", издававшийся в Париже на русском, армянском и грузинском языках. Союз организовывал совместные мероприятия, к примеру, 24 мая 1936 года в армянской парижской церкви "рю Жань-Гужан", в день поминовения скончавшегося национального героя Армении полководца Андраника, была отслужена совместная панихида по армянским и грузинским воинам, павшим за свободу своей страны на поле брани. На панихиде в количестве до 100 человек была представлена грузинская делегация со всеми своими течениями и группами. Во время литургии пел прекрасный армянский хор, после чего началась панихида и место армянского занял грузинский хор. В армянской церкви раздавалось гармоничное грузинское трёхголосное пение. В рядах молившихся армян послышался приглушённый плач. Глубокий старец епископ Кибарян, возглавляющий во время службы армянское духовенство, со слезами на глазах, с дрожащим от волнения голосом произнёс: Господи, что я слышу в армянской церкви?! Голоса наших древних братьев - грузин! Почему мы были так долго разлучены? Что мы делали до сих пор?". После окончания панихиды выходившая из церкви на улицу огромная толпа армян и грузин ещё долго не расходилась, отдельными группами беседуя и обсуждая значение этой знаменательной, первой армяно-грузинской церковной встречи. Молодёжь раздавала среди них бюллетень с декларацией Армяно-Грузинского Объединения. В тот же день вечером в одном из парижских ресторанов состоялся совместный товарищеский банкет армянских и грузинских комбатантов (повстанцев. Сокол). На банкете было произнесено с обеих сторон много интересных речей и предложений. Как отмечается в ежемесячнике "Армяно-грузинский Унион", за армяно-грузинским столом царил дух вечного братства, исключительного оживления и удовольствия. Основная часть участников в 1941-1945 гг. действовали в Национальных Комитетах Министерства оккупированных восточных территорий и своими действиями содействовали углублению братских отношений армян и грузин в борьбе против общего врага. Союз действовал вплоть до освобождения Франции союзниками... ...отметим, что прогерманская армянская организация Франции под руководством Вигена Шанта накануне оккупации Франции вместе с грузинами передавала немецкой разведке ценную информацию о ситуации в стране и о её военных объектах. В конечном итоге эти группы - каждая численностью 300-340 человек - перешли на службу в СД и Абвер.

Ответов - 1

Саркис Киликян: В эмиграции жил в Болгарии, приняв болгарское подданство. В 1933 г. во время поездки в США с целью убийства турецкого посла создал ультранационалистическое движение Цегакрон (буквально - религия нации, этновера), которое противопоставил «мягкотелой», с его точки зрения, Дашнакцутюн; сутью идеологии, как явствует из название, было полное , религиозное подчинение идее нации. В 1937 порвал с «Дашнкацутюн» и в 1938 г. формально исключен из нее на съезде (первая попытка исключения была сделана еще в 1921 г. по инициативе руководства бывшей Республики Армения, объявившего Нжде виновником падения Зангезура; но она не была поддержана партией). Основывает собственное движение "Цегакронуцюн" и устанавливает связи с Берлином, надеясь убедить немцев напасть на Турцию. Впоследствии встречается с Розенбергом, участвует в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов (включая азербайджанцев), на платформе поддержки Германии как будущей освободительницы Кавказа от советского господства. 15 декабря 1942 становится одним из семи членов созданного немцами Армянского национального совета и зам. редактора газеты Национального Совета «Свободная Армения». Принимал участие в подготовке диверсантов. Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с немцами двумя мотивами: антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры):



полная версия страницы