Форум » История нашей Родины - Большого Кавказа » Судьба черкесского (адыгского) народа. Всё по истории адыгов (черкесов). » Ответить

Судьба черкесского (адыгского) народа. Всё по истории адыгов (черкесов).

stigal50: Декларация независимости, адресованная Конфедерацией князей Черкесии суверенным правителям Европы и Азии Из книги "Путешествие по Черкесии" (1837 год) Эти чернила, как и пролитая нами кровь, свидетельствует о нашей независимости Жители Кавказа не только не являются подданными России, не только не поддерживают с ней мирных отношений, но, более того, уже в течении многих лет ведут с Россией непрерывную войну. В этой войне кавказцы предоставлены сами себе. Ни от одной из держав они никогда не получали какой-либо поддержки или помощи. Несмотря на то что Султан, являясь духовным главой Магометанства, имел значительное влияние в этих провинциях, людям, населяющим побережье Черного моря и исповедующим эту веру, было предоставлено защищаться лишь собственными силами. Более того, позже Порта окончательно предала и покинула их. Один Паша открыл ворота Анапы перед золотом московитов, заявив черкесам, что русские пришли как друзья, чтобы помочь Султану в борьбе против главарей-мятежников Арменистана. Другой Паша снова предал их и покинул страну под покровом ночи. С тех пор черкесы не раз направляли Султану свои депутации с целью засвидетельствовать преданность и заручиться обещанием помощи. Однако всякий раз эти группы получали там довольно холодный прием. Столь же безуспешно черкесы обращались и к Персии и, в конце концов, к Мехемету Али, который, хотя и выразил им полную признательность, был далек от того чтобы оказать реальную помощь. Во всех этих случаях депутатам Черкесии предписывалось разговаривать с теми, кто, находясь далеко, плохо представлял себе, сколь невыносимым было угнетение со стороны России, насколько враждебно она относилась к их обычаям, вере, их счастью и благополучию (иначе зачем бы черкесам так долго воевать против нее?), сколь предательски действовали российские генералы, сколь жестоки были российские солдаты. Вывод ясен - никто не заинтересован в уничтожении черкесов. Тем не менее никто, кажется, не заинтересован в оказании реальной помощи черкесам. Те сотни тысяч человек, что рассеяны ныне по пустынным крутым отрогам и ведут войну против наших упрямых горцев, завтра ступят на ваши плодородные долины, захватывая их и обращая вас самих в пленников. Наши горы стали защитными бастионами для Персии и Турции, но, если нам не окажут поддержки, эти же горы станут воротами в эти страны - горы сейчас единственное прикрытие для них. Эти двери дома, закрыв которые можно удержать внутри тепло. Однако, кроме всего прочего, наша кровь - черкесская кровь - течет в жилах самого Султана. Его мать, женщины его гарема - черкешенки, его министры и генералы - черкесы. Он - плот нашей веры и нашей нации, он владеет нашими сердцами, и мы предлагаем ему нашу верность. Во имя всего того, что связывает нас, мы призываем Султана проявить нам сочувствие и оказать поддержку. Если же он не хочет или не может защитить свои чада, своих подданных, напомните ему о Крымских ханах, чьи потомки находятся среди нас. Именно об этом предписывалось говорить нашим депутатам там, куда они направлялись, однако никто их не принял всерьез. Впрочем, те люди не вели бы себя так, если Султан хорошо представлял, сколько верных сердец и мечей может перейти под его команду, как только он перестанет водить дружбу с Москвой. Мы понимаем, что Россия - не единственная держава на свете. Мы знаем, что есть другие державы, более сильные, чем Россия, которые, хотя и мощны, но снисходительны; они наставляют несведущих, защищают слабых; они не дружат с Россией, но являются ее врагами: они не враждуют с Султаном, но напротив, поддерживают с ним дружеские отношения. Мы знаем, что Англия и Франция были самыми великими государствами на земле, они были самыми значительными и сильными, когда русские приплывали сюда в утлых лодочках и просили у нас позволения рыбачить в Азовском море. Мы допускали, что Англия и Франция не проявят никакого интереса к такому простому и небогатому народу, как наш, однако мы никогда не сомневались в том, что эти просвещенные нации не причисляют нас к русским. И, хотя мы неучены, не имеем артиллерии, генералов, кораблей или сокровищ, все же надеялись, что нас считают честным народом, вполне мирным, когда нас не трогают, и мы надеялись, что эти нации знают, как мы ненавидим русских, имея на то все основания, что мы почти всегда побеждали их в бою. Поэтому особенно оскорбительно для нас было узнать, что на всех географических картах, выпущенных в Европе, наша земля обозначена как часть России; что между Россией и Турцией были подписаны совершенно неизвестные нам договора, по которым якобы Россия благополучно получает в свою собственность тех самых воинов, которые заставляли ее дрожать, и эти горы, где не ступала нога россиянина; что российские представители заявляют Европе, что черкесы - либо их рабы, либо просто отъявленные негодяи и бандиты, которых не может смягчить доброе отношение и которые не хотят подчиняться никаким законам. Мы призываем в свидетели Небеса и гневно протестуем против подобной лжи и досужих домыслов, похожих на женские сплетни. В течении сорока лет мы яростно сопротивлялись порабощению с помощью оружия. Эти чернила, как и пролитая нами кровь, свидетельствует о нашей независимости. Эти слова - свидетельство людей, никогда не знавших и не терпящих над собой владык, полных решимости защищать свою землю; людей, не сведущих в тонкостях дипломатии, но хорошо знающих, как употребить оружие при приближении русских. Кто волен передавать нас кому бы то ни было? Мы предложили Султану свое подданство, свою верность, однако, если он дружит с Россией, то не может принять это предложение, Черкесия с Россией воюет. Наше предложение - свободное волеизъявление народа: это не товар, который может продавать тот, кто его и не покупал. Пусть уж тогда такая великая держава, как Англия, к которой повернуты наши лица и протянутые руки, вовсе не принимает участие в нашей судьбе, если это приведет лишь к несправедливости по отношению к нам. Пусть уж Англия тогда благополучно не замечает уловок России, раз она затыкает уши, чтобы не слышать мольб кавказских народов. Пусть она верит клеветникам и по их словам судит о людях, которых называют варварами и дикарями. Нас четыре миллиона, но мы, к несчастью, поделены на множество племен, отличающихся языками и верованиями. У нас разные обычаи, традиции, родственные связи и законы кровной мести. В силу этого у нас никогда не было единой цели, но у нас есть сложившиеся формы правления, подразумевающие подчинение одних и руководство других. Наши люди беспрекословно подчиняются предводителям, избранным во время войн. Наши князья и старейшины правят в полном соответствии с обычаями того или иного места и имеют власти больше, чем правители великих держав, расположенных вокруг нас. Однако мы, властвовавшие здесь на востоке, всегда выбирали себе общего зарубежного главу. Таким образом, мы единодушно выражали готовность подчиниться власти Крымских ханов, а затем - Константинопольских султанов, рассматривая их как символ, олицетворения веры. Всякий раз, когда России доставало сил, она не упускала возможности захватить часть нашей территории, и в этом она немало преуспела: русские довели нас до положения своих крепостных, зачисляли нас в свою армию, чтобы там мы участвовали в боях и помогали порабощать все новых, в том числе наших земляков и соратников по вере. Поэтому неудивительно, что ненависть пустила корни в наших сердцах и не видно конца кровопролитию. Если б мы относились к этому иначе, то давно уже покорились Московскому царю. Сколь длинным и печальным был бы рассказ о том, как подрывала наше доверие, не выполняла обещанного; как окружала нашу землю со всех сторон, лишала нас самого необходимого; как разрывала наши торговые связи, как водила кинжалами наемных убийц, расправившихся с последними представителями знатных и древних родов, оставив нас без предводителей, которые могли бы править нами; как истребляла целые племена и селения; как подкупала предателей - агентов Порты; как она довела нас до нищеты и поселила в наших сердцах ненависть и неприязнь чуть ли не ко всему миру через те ужасы, что сотворила здесь, и в то же время своей ложью она страшно принизила нас в глазах христианских народов Европы. Мы потеряли наших лучших вождей, которые раньше могли собирать под своими знаменами сотни тысяч людей, однако теперь мы все, как один, объединились в ненависти к России: в течении этого долгого противостояния она подчинила себе 2000000 наших человек, но из оставшихся ни один не служил империи по собственной воле. Множество детей было похищено, а сыновей из знатных семей захватывали в качестве заложников. Те, кто мог, бежали в иные места. Есть среди нас и такие, кто был обласкан императором, удостоился всяческих почестей и наград, однако впоследствии это благополучие предпочел опасностям своей родной земле. Среди нас живут тысячи русских, для которых наше "варварство" дороже всех прелестей своей цивилизованной страны. Русские построили крепости на возвышенностях нашей страны, однако не рискуют проникать далее, чем достает огонь их орудий: отряд 50000 российских солдат, совершивший недавно военную вылазку, был разбит горцами. Страну обычно завоевывают оружием, а не словами. Однако, если русским удастся завоевать нас, они сделают это не оружием, а тем, что перережут наши коммуникации и используют Турцию и Персию таким образом, будто те уже принадлежат России. Они перекроют морские пути, будто и это уже их собственность. Они блокируют побережье и будут уничтожать не только наши корабли, но и суда других стран, которые попытаются приблизиться к нам. Они лишат нас рынка сбыта наших продуктов. Они будут всячески мешать нам получать соль, порох и другие вещи, необходимые для ведения войны и для нашей повседневной жизни. Они победят нас, лишив надежды. Но мы независимы. Мы ведем войну. Мы победим. Представители России, которые в Европе выдают нас за рабов и обозначают на карте нашу землю как часть своей империи, недавно начали переговоры с черкесами, но не для того чтобы принести извинения за содеянное, а лишь с тем, чтобы выручить 20000 человек, окруженных нашими бойцами, и договориться об обмене пленными. Из книги Спенсера Эдмунда "Путешествие по Черкесии" (1837 год), стр.339-346

Ответов - 19

LEXX: 21 мая в Кабардино-Балкарии отмечается 145-летие со времени окончания Кавказской войны. В преддверии этой даты, 18 мая, в Нальчике прошла конференция под названием "Значение трагической даты 21 мая для черкесского мира", в которой приняли участие руководители адыгских общественных организаций, представители науки, культуры, СМИ. В своем выступлении кандидат исторических наук Суфьян Жемухов отметил, что к концу 19 века "только 10% черкесской нации остались на родной земле". "Советская власть дала черкесам возможность построить национальную автономию, однако они оказались разделены между множеством административных единиц - различных по статусу, не граничащих между собой, к тому же объединив эти части с другими народами". В результате, отметил выступающий, черкесы, проживающие в России, количество которых по переписи 2002 года составляет 700 тысяч человек, оказались разделенными в границах трех автономных образований КБР, КЧР и Республики Адыгея. "Основная масса черкесов была вынуждена эмигрировать в результате Русско-Кавказской войны 1763-1864 годов. Османское правительство поселило иммигрантов на границах и наиболее нестабильных территориях, чтобы использовать их в проходивших тогда локальных конфликтах распадавшейся империи. Так, черкесы были поселены на Балканах", - сказал историк. Исход черкесов с родины продолжался до конца 19 века. Так, если число черкесов в Османской империи, по оценкам историков, составило более 1,5 млн человек к началу 20 века, то к началу 21 века это число удвоилось. Как сообщил Суфьян Жемухов со ссылкой на черкесского ученого из Германии Батрая Едыджа, черкесы в настоящее время проживают в 897 населенных пунктах Турции. После распада Османской империи черкесы оказались разбросаны в заново сформировавшихся государствах - Турции, Сирии, Иордании и Палестине. Вторая волна эмиграции приходится на период гражданской войны в России, когда страну покинули множество антибольшевистский настроенных лиц с семьями. Они поселялись в странах Западной Европы. Третья волна эмиграции черкесов в западные страны, известная как "трудовая миграция", началась в 1950-х годах. Она происходила, в основном, из Турции в Германию и с Ближнего Востока в США. В результате арабо-израильской войны 1967 года более 18 000 черкесов были депортированы с Голанских высот и переселены в Сирию и Иорданию. В Израиле на сегодняшний день остались два больших черкесских населенных пункта Кфар-Каме и Рихания, сообщил Суфьян Жемухов. Две главные национальные проблемы - необходимость объединительных процессов черкесского мира и возвращение изгнанных соотечественников на родину способствовали созданию широкого международного движения. Сюда можно отнести, в частности, Международную Черкесскую Ассоциацию, на семи конгрессах которой ставились и обсуждались данные проблемы, отметил выступающий. "Черкесское движение пришло к пониманию того, что решение обеих геополитических задач нации… может быть реализовано только совместно с правительством Российской Федерации; это было осознано как черкесскими регионами России, так и диаспорой", -подчеркнул Жемухов. Далее докладчик коснулся проблем возвращения на историческую родину потомков мухаджиров. "Большинство возвращавшихся репатриантов попали под закон о российском гражданстве 1991 года, в котором содержались три условия, значительно усложнявшие получение гражданства: заявитель официально должен был отказаться от предыдущего гражданства, прожить пять лет в России и знать русский язык. Процедура принятия российского гражданства еще больше усложнилась после принятия 11 ноября 2003 года закона РФ о легальном статусе иностранных граждан", - отметил выступавший. По мнению ученого, "долгое время черкесский мир сохраняет относительную стабильность, и нет оснований полагать, что эта эпоха приходит к концу". "Важнейшим условием развития черкесского мира является отношение к нему со стороны России. И в связи с этим, вселяет надежду тот несомненный факт, что отношение России к черкесскому миру в последние десятилетия было в целом позитивным и направленным на помощь и сотрудничество", - отметил Жемухов. Руководитель Общественного движения "Черкесский конгресс" Кабардино-Балкарии Руслан Кешев напомнил об основных этапах истории признания геноцида черкесов. Он рассказал, что 7 февраля 1992 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики принял постановление "об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны", в котором говорилось: "Считать массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества. Войти с предложением в Верховный Совет Российской Федерации рассмотреть вопрос о признании геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и предоставлении их зарубежным соотечественникам двойного гражданства". В 1994 году президент России Борис Ельцин в преддверии 130-летия окончания Кавказской войны выступил с обращением к кавказским народам, в котором заявил, что проблемы, доставшиеся России в наследство от прошлого, следует решать в соответствии с международными нормами, путем переговоров. В 1996 году Государственная Дума РФ приняла к рассмотрению обращение президента Республики Адыгея и Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с просьбой признать геноцид черкесов и содействовать возвращению потомков изгнанников на историческую родину. В 1997 году Организация непредставленных народов (ОНН) приняла Резолюцию о положении черкесского народа. В ней, в частности говорилось о том, что "Российской Федерации необходимо предоставить черкесам двойное гражданство страны проживания и Российской Федерации; Российской Федерации необходимо предоставить черкесам возможность вернуться на историческую родину". Как сообщил Руслан Кешев, в 2005 году на письмо "Черкесского Конгресса" в Государственную Думу РФ с призывом признать геноцид черкесов, был получен официальный ответ, в котором говорилось, что "черкесы (адыги) не подвергались геноциду во время Второй мировой войны". Выступающий назвал ответ "несуразицей". "Даже если бы Российская Федерация и не являлась преемником Советского государства, в любом случае возвращение соотечественников и восстановление исторической справедливости - это единственно возможное для демократической страны решение по отношению к коренному народу страны", - отметил Руслан Кешев. Лидер "Черкесского конгресса" отметил, что в последнее время наблюдаются "некоторые сдвиги в подходах российского руководства к черкесскому вопросу". Признание Россией независимости Абхазии Кешев назвал "знаковым событием" и выразил надежду, что "эти сдвиги приведут к решению важнейшей проблемы черкесского народа - его воссоединению на исторической Родине". Руководитель Союза Абхазских добровольцев Алексей Бекшоков предложил провести перепись черкесского (адыгского) народа. "Черкесов в мире проживает то ли 3 млн, то ли 7 млн. На повестку дня выходит вопрос об организации переписи адыгского (черкесского) народа. Это выполнимая задача. Помощь нам здесь могут оказать, в первую очередь, наша страна - Россия и страны, где проживают наши соотечественники, а также Евросоюз и неправительственные организации", - сказал Бекшоков. Бекшоков также предложил поставить памятник в поселке Лазаревский Казбичу Шеретлоко, предводителю шапсугских отрядов в период Кавказской войны. По мнению Бекшокова, в 2012 году следует провести Всемирные Олимпийские спортивные игры черкесского народа в Нальчике. Напомним, что общественное движение "Адыгэ Хасэ" Адыгеи обсудило ряд конкретных мер, которые могли бы стать первыми шагами в процессе объединения адыгских регионов России - создании единой Черкесии. Данная дискуссия произошла 18 декабря 2008 года на заседании совета организации. Между тем, в Кабардино-Балкарии не все общественные деятели и политики поддерживают эту идею. Так, руководитель общественной организации "Адыгэ Хасэ" Мухамед Хафицэ в интервью корреспонденту "Кавказского узла" ранее заявил, что "вопрос об объединении кабардинского, черкесского и адыгейского народов в одну автономию поставлен преждевременно". По мнению Хафицэ, предложение об объединении было внесено общественными организациями, которые не могут говорить от имени целых народов. Ранее "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии также выступала с заявлениями о том, что адыгов вполне удовлетворяет их форма существования в современной России в трех самостоятельных, равноправных субъектах РФ - Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, и ни о каком объединении их в одну республику нет и речи. Справка: Русско-Кавказская война - боевые действия войск Российской империи по завоеванию и колонизации территории Северного Кавказа, населенной адыгами, кабардинцами, черкесами, чеченцами и другими горскими народами. В результате Русско-Кавказской войны адыги потеряли свыше 90% населения, и 9/10 своей территории. В настоящее время 93% адыгов проживают по всему миру.

stigal50а: LEXX пишет: В настоящее время 93% адыгов проживают по всему миру. Пора вернуться на родину всем кавказцам, и заселить свои историческую родину.

stigal50: По соседству с алланами между Кабхом и Румским морем находится племя по имени Кешак — черкесы это племя благоустроенное и подчиненное религии магов. Из описанных нами племен нет ни одного в этих странах народа, в котором можно было бы встретить тип с более светлой кожей и светлым цветом лица и более красивых мужчин и женщин. Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и таза боле выдающихся и форм боле красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мягкостью своего обращения. Он носят белые одежды, румскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материи, затканных золотом. В их стране выделывают полотняную материи, называемую «тала», которая гораздо нежнее, чем «дибаки», и гораздо продолжительнее в работе; цена одежды из этой материи доходит до десяти динаров. Вывозят такую материи также из стран соседних с ними народов, тем не менее, выдающаяся по своим качествам та, которая вывозится от этих людей. Алланы могуществом превосходят этот народ, и тот не был бы в состоянии сохранить свою независимость перед алланами, если бы не ими укреплений, построенных на берегу моря. Относительно этого моря получается разногласие и, по словам одних, это море Румское, а по словам других, море Нитас. Единственно только известно, что они имеют сношение с Трабизундэ на кораблях, и те в свою очередь снаряжаются раньше у них. Что же касается их слабости по отношении к алланам, то она от того, что они не имеют общего царя. Известно, что если народы, говорящие их языком, сплотятся, то ни алланы, ни другой какой народ не будут в состоянии ничего предпринять против них. Имя их персидское и означает: «заносчивость, хвастливость». И действительно у персов слово кеш применяется к человеку гордому и надменному.


Сокол: stigal50 пишет: По соседству с алланами между Кабхом и Румским морем находится племя по имени Кешак — черкесы это племя благоустроенное и подчиненное религии магов. Stigal, откуда последняя информация о черкесах? Ты хоть ссылку на источник давай! А то полно полно постов у тебя без указания источника.

Саркис Киликян: Сокол пишет: Ты хоть ссылку на источник давай! я уже не раз просил (требовал) ссылки) пока бесполезно)

stigl50: Это бааальшой секрет ну ладно раскрою вам его..так и быть http://www.vostlit.info/ или СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА но здесь каждый пишет по разному,зато интересно. Нужно терпение и листать... Есть интересные ссылки и пр. Но меня мучает вопрос "после чтения этих тяпторов"это так называемая Алания была заселена так густо.Ну например петухи с Веденского района перекликались с петухами что жили на Дону. И куда весь народ"осетинский" подевался Как то волчица сетовали что женшины перестали рожать, но не до такой же степени вообем тупик

Хромая волчица: stigl50 пишет: Но меня мучает вопрос "после чтения этих тяпторов"это так называемая Алания была заселена так густо.Ну например петухи с Веденского района перекликались с петухами что жили на Дону. И куда весь народ"осетинский" подевался Как то волчица сетовали что женшины перестали рожать, но не до такой же степени вообем тупик А ТЫ ЛИСТАЙ СТИГЛ, МОЖЕТ И НАЙДЕШЬ ОТВЕТ . А БЫЛА ВОЙНА,С ХРОМЫМ ТИМУРОМ-ТАМЕРЛАНОМ, И БЫЛО ПРЕДАТЕЛЬСТВО И ПОРАЖЕНИЕ......А ТЕПЕРЬ УВЫ... УБЫХОВ ВОН НЕ ОСТАЛОСЬ СОВСЕМ..... А АБХАЗОВ И 1ОО ТЫС НЕТ. И НЕ ЕРНИЧАЙ СТИГЛ, СЕЙЧАС ЖИДЫ ЗАХОТЯТ.. И ПО НОВОЙ ТВОЙ НАРОД КОСИТЬ НАЧНУТ...

stigal50: Ух ты..нашлась все таки. Я думал потеряли тебя,хорошая наживка....А? А с жидами надо дружить а не злить(ну..не все это понимают) это я про чеч. "ТВОЙ НАРОД КОСИТЬ НАЧНУТ"в первой что ли . Да это про историю то,блин она такая габкая можно лепить что хощщщь, некто не видел а только догадываются. Как говорит великий руский народ разговорами сыт не будеш ,важно кто ты сегодня Это еще кто кого предал(инг.-ос) с поражением ясно что то я наверно пропустил. Думал монголы виноваты ан нет Тимур хромой. Знаю одно после него хромого на Кавказе была потеряна связь покалении. Думаю виноваты в этом осетины оказали ему яростное сопративление, а они со злости порубали всех как капуспу. Но меня интересует монгольский период и на это есть причины. ну ладно рад был снова встретить тебя

Хромая волчица: САЛАМ СТИГЛ, Я НЕ ТЕРЯЛАСЬ, ПЕРИОДИЧЕСКИ ПРОСМАТРИВАЮ ФОРУМ.

stigal50: Некоторое время назад мне пришлось побывать в Новороссийске. В том самом Суджук-Кале (так назывался раньше этот город), где души погибших горцев и поныне витают над горами и берегом моря. Электричка, которой я возвращался в Краснодар, нырнула в один, затем в другой тоннель. Я сидел у окна справа "по борту", ожидая света в конце тоннеля. И вдруг сразу же за вторым тоннелем, у самых рельсов, как взрыв, мелькнула табличка с крупными буквами "УБЫХ". Ни станции, ни разъезда. Просто табличка с острием в сторону гор, как указатель пути в царство теней. Наверняка есть свое железнодорожное объяснение, почему именно в этом месте появилась именно эта табличка. Но дело не в этом. Дело в том, что убыхов давно уже нет на белом свете. Изгнанные с родной земли, они вымерли, растворились, исчезли. Был народ, и нет его. В 30-х годах 19-го века русский офицер Новицкий, объездивший Западный Кавказ в разведывательных целях, предположил, что убыхов было около 40 тысяч. Считается, что эта цифра сильно занижена, так как буквально через 30 лет, когда начался великий исход адыгских племен в Турцию, убыхов среди них оказалось под 75 тысяч. Народ этот занимал территорию, обозначенную на современных картах "как всенародно любимый курорт" - Большой Сочи - от Адлера до реки Псызуапсе. Это - вдоль берега. И вверх, в горы - по ущельям рек Зюебзе, Лоу, Ниче, Батхь, Догомепсе, Психи, Хоста и др. Убыхи представляли собой самостоятельный народ, однако, как считают многие исследователи, по обычаям, общественному укладу, по употреблению адыгского языка наряду с убыхским, они причисляли себя к адыгам. Форт Сочи, взятый царскими войсками 25 марта 1864 года, историки называют "сердцем убыхской земли". Русский генерал Гейман, который практически поставил точку в существовании убыхов как народа, называл их не иначе, как шайкой. Убыхи, как и шапсуги (одно из племен адыгов) и другие народности, не прекращали сопротивление врагу, поэтому царские сатрапы непременным условием прекращения войны ставили "совершенное очищение восточного Черноморского побережья и переселение горцев в Турцию". Что и свершилось. Александр Второй, "освободитель, гуманист, реформатор", не преминул выразить радость по поводу "счастливого оборота дел с убыхами". Перепись 1926 года насчитала на бескрайних просторах Советского Союза всего… девять убыхов.

Мерем: Кешак, тоже самое что и касоги, так привычней звучит, Касоги (косоги, косаги) — народ черкесского (адигского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар. В первый раз имя К. занесено в летопись под 965 г. в рассказе о походе кн. Святослава на хазар. Взяв хазарский город Белую Вежу (иначе Саркел) на нижнем течении Дона, Святослав победил ясов (см.) и соседних с ними К., живших на Нижней Кубани. Название К. до сих пор в форме касач известно осетинам: так называют они своих черкесских соседей кабардинцев (см.), и населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем Касажского поля (кäсäджи быдыр). По свидетельству Константина Багрянородного (Х в.), область, занимаемая К., которую он называет Κασαχια, примыкает к стране аланов (см. Stritter, "Memoriae populorum", IV, р.396, § 93). По показанию арабских географов, народ кашак, т. е. К., жил в соседстве аланов, между Кавказом (т. е. Кавказским хребтом) и морем Рум (т. е. Черным). См. Maçoudi, "Prairies d'or Ch.", XVII, p. 45. Касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества (см.), которое имело на них значительное влияние. В 1022 г. с ними воюет кн. Мстислав Тмутараканский; в следующем году они упоминаются вместе с хазарами в его дружине, когда он идет против брата своего Ярослава. Под 1066 г. находим летописную заметку, что кн. Ростислав Тмутараканский брал с К. дань. После падения Тмутараканского княжества и занятия южно-русских степей половцами известия о К. прекращаются. Только под годом 1223, в рассказе о появлении татар, летописец, говоря о происхождении этого нового неприятеля, прибавляет: "и мы слышахом, яко многы страны поплениша, ясы, обезы (абасгов), касогы, и половець безбожных множество избиша". Наиболее громкое событие, связанное с именем К. и записанное в летопись из дружинного сказания — или, быть может, песни, — единоборство кн. Мстислава с касожским богатырем. "Слово о полку Игореве" вспоминает "храброго" Мстислава, "иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми". После завоевания Северного Кавказа татарами К. разделяли участь прочих северокавказских народов. В настоящее время потомками древних К. должны считаться адигские племена и, главным образом, кабардинцы

Мерем: Суджук-кале — турецкое поселение с небольшой крепостью, прилегающее к территории, которую сейчас занимает город Новороссийск. На окраине Новороссийска и сейчас имеется выступающий в море небольшой мыс, который носит название Суджукская коса.

Руслан: Вот непонятно мне русскому человеку ваше недовольство!Какой Султан кому независимость вы сами в это верите?Никто не пишет о том что народы Кавказа моглибы стерты режимом Персов либо Османов еслиб не Россия! Посмотрите на техже курдов что сними делаюют в Ираке или в тойже Турции!Сейчас удобно все на Россию валить мне самому многое ненравиться но поверьте виноваты во всем только я Русский и ты Кавказец !

Nz: Черкесская история и современность. Отношение к прошлому своего народа, особенно к историческим событиям, предопределившим судьбу народа на долгие десятилетия, а порой и на века, во многом способно не только влиять на гражданский выбор и политические настроения человека, но и стать ключевым фактором современной общественной жизни. Прошлое тысячами нитей связано с настоящим. Ошибки и трагедии прошлого оставили нам в наследство груз проблем, нуждающихся не столько в ритуальном действе, сколько в нравственном, гуманистическом осмыслении. В современном черкесском обществе важной национальной идеей, активно разрабатываемой особенно в последнее десятилетие, является тема геноцида и депортации черкесов в XIX веке, которому подвергся наш народ в период Кавказской войны. В своей политической и общественной деятельности черкесский мир стремится к безусловному осуждению актов геноцида и депортации черкесов в XIX веке как преступления против человечности и ликвидации его последствий через создание правовых, политических, организационно-технических механизмов репатриации соотечественников на историческую родину. Мчались конницей в гике, Не считая потерь. Генералы-адыги, Где вы, братья, теперь? Этот стих поэтессы-кабардинки Любови Балаговой в великолепном переводе И. Ляпина.

Ладонь: Адыги - ? Черкесы - ? Кто нибудь разъясните по подробнее и по конкретнее.

Харцыз: stigal50 Добрый день, уора. Нас пёхов ещё есть немного.

Х: stigal50 , не торопись уора. Ещё не все пёхи ушли. Ещё есть наши люди, близкие, родственники. В любимом Сухуме очень много людей имеют убыхские корни. С уважением,

Петрович: Почему считаешь что кабардинцы, это потомки касогов? Адыги и есть потомки касогов, а кабардинцы, это вообще уникальная нация уже, раннее не бывшая нацией, правильнее назвать кабардинцев регулярным воинским образованием адыгов, возникшим на рубеже 16-17 века. И естественно будут являтся потомками касогов.

Fred: Руслан пишет: Никто не пишет о том что народы Кавказа моглибы стерты режимом Персов либо Османов еслиб не Россия! Просто неприятно кавказцам писать про этот очевидный факт. Национальную гордость оскорбляет.



полная версия страницы