Форум » История нашей Родины - Большого Кавказа » Мусульмане и царь Российский » Ответить

Мусульмане и царь Российский

stigl50: Генерал П. Н. Краснов в своей книге посвящённой подвигу русского солдата писал: «Император Вильгельм собрал всех пленных мусульман в отдельный лагерь и, заигрывая с ними, построил им прекрасную каменную мечеть. Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому «игу» и их довольство в германском плену, но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра образцово содержанного лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат-мусульман. «А теперь вы спойте нам свою молитву», – сказало осматривающее лицо. Вышли вперед муллы. Пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подровнялись, и тысячеголосый хор под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети дружно грянул «Боже, Царя храни!».......... http://www.north-caucasus.com/chechen-republic/news/muslims-tsar-of-russia

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Машук: Вот видеш не все русские цари деспоты.И не все русские не навидят Кавказ.

Сокол: Машук пишет: Вот видеш не все русские цари деспоты.И не все русские не навидят Кавказ. А кто сказал, что все русские ненавидят Кавказ? Я бы сказал, что почти все русские любят Кавказ! В том плане, что любят у нас отдыхать. А вот что касается любви русских к кавказцам, то тут не всё так однозначно. Мне кажется, большинство русских чувствуют, что вскоре настанет эра кавказского правления в России, и испытывают по этому поводу мандраж. Это не очень понятно, так как эра кавказского правления принесёт России мир, прогресс и процветание. Кстати, новая элита Россия будет включать в себя далеко не только горцев, но и русских кавказцев и казаков. Так что готовься к принятию депутатского мандата, Володя. Или министерской должности.

Хромая волчица: СТИГЛ , КАКАЯ АВАТОРКА ХОЧЕШЬ СТАТЬ ХРОМЫМ ВОЛКОМ??


stigl50: Хромая волчица пишет: СТИГЛ , КАКАЯ АВАТОРКА ХОЧЕШЬ СТАТЬ ХРОМЫМ ВОЛКОМ?? Да нет,когда я вставлял он ходил мне понравилас.И как только занес ее суда ,он встал.И сейчас он похож на римскую волчицу. Сокол убери ее пожалуста а то я не могу или не умею

Машук: Сокол.Спасибо за должность.Но я буду на старости разводить пчел .И летом с пасекой жить в горах рядышком с карочаевцами в долине Нарзанов.А зимой хочу сделать себе кузню и заниматься ковкой оружия.Мне кажется это более интересное дело.Чем сучиться в Кремле.

Самая_Счастливая: Машук, потрясающе :) а я уеду жить в тайланд, возможно, обреюсь налысо и стану монахиней одного из тамошних храмов...

stigl50: Самая_Счастливая пишет: а я уеду жить в тайланд, возможно, обреюсь налысо и стану монахиней одного из тамошних храмов... Это потрясно!!!Где то читал что там монашки может и монахи должны знать камасутру от А до Я ,не слабо.

Самая_Счастливая: stigl50 пишет: Это потрясно!!!Где то читал что там монашки может и монахи должны знать камасутру от А до Я ,не слабо ты ошибся, дорогой. монашки и монахи там сексом не занимаются, мало едят и мало спят... Когда человек воздерживается от секса, еды и сна у него начинает активно работать какая-то часть мозга, до этого находившаяся в застое... и с ним случается просветвление, отсюда частые случаи с уходом в нирвану, когда человек вроде бы живой, но вроде бы и не тут. вспомни историю про Будду...

Самая_Счастливая: А вот тем, кто не собирается прямо сейчас в нирвану, камасутру было бы очень ползно знать

Сокол: Как скажешь. Героям кавказской эпопеи должно быть обеспечена та старость, которую они себе представляют. Пасека и кузница - очень даже здорово. У тебя схожие со мной представления о том, как надо жить. Лично я собираюсь открыть в родном Карабахе большую козоводческую ферму. Будем производить молоко и сыр.

тимур: История,конечно если она правдивая,печальная.В ней расказываеться о людях почти ничего незнающих об Исламе служашим царю который их поработил кровью и жестокостью.Есть прекрасный художественный образ у Чингиза Айтматова-это МАНКУРЫ этих людей можно смело поставить с манкурами на одну ступень.

stigl50: Самая_Счастливая пишет: Когда человек воздерживается от секса, еды и сна у него начинает активно работать какая-то часть мозга, до этого находившаяся в застое... Блин теперь мне ясно от чего я такой тупой. Надо уходить в нирвану(в уме крутится миква)

НИРВАНА: stigl50 пишет: Надо уходить в нирвану(в уме крутится миква) А, я помню, ты гдето писал, что нирана по чеченский,ч оо-то не приятное....Бедалога! представляю как тебя мутит когда ты читаешь мой ник! Попытайся абстрагироваться от этого образа, я очень даже симпатичная дэвушка !!!!!!!

НИРВАНА: Машук пишет: Но я буду на старости разводить пчел .И летом с пасекой жить в горах рядышком с карочаевцами в долине Нарзанов.А зимой хочу сделать себе кузню и заниматься ковкой оружия. Это значит, рядышком со мной? Здорово! Мы не земляки? А я порой мечтаю выйти замуж за интеллегентного чабана, и жить с ним в горах, в дали от людей. Я бы делала айран, пекла бы "таба-гырджын" и медитировала бы . Ходила бы с мужем, раз в году, как флоберовская г-жа Бовари в гости только к кузнецу-пасечнику и фермеру козаводу

stigl50: НИРВАНА пишет: А, я помню, ты гдето писал, что нирана по чеченский,ч оо-то не приятное....Бедалога! представляю как тебя мутит когда ты читаешь мой ник! Попытайся абстрагироваться от этого образа, я очень даже симпатичная дэвушка !!!!!!! Нет сомнения ты прекрасна,почти что как "Волчица".Скинь фотку...так просто

Самая_Счастливая: А вообще, если эта история достоверна, то интересны причины, по которым выбрана была именно эта песня. Что-то я очень сомневаюсь, что данный шаг был сделан великой любовью к русскому царю... Может быть, такой выбор был обусловлен желанием показать, что мусульмане так просто не подкупаются?..

stigal50а: stigl50 пишет: А вообще, если эта история достоверна, то интересны причины, по которым выбрана была именно эта песня. Что-то я очень сомневаюсь, что данный шаг был сделан великой любовью к русскому царю... Может быть, такой выбор был обусловлен желанием показать, что мусульмане так просто не подкупаются?.. Думаю что в тот момент для мусуламан,обе стороны неверные но так как один раз присягнут одному неверному и по ходу менять на другого неверного нету смысла.

Саркис Киликян: stigal50Р° пишет: один раз присягнут одному неверному и по ходу менять на другого неверного нету смысла. Ох как не согласен)))

тимур: Трудно назвать мусульманами людей которые воевали под флагом мягко говоря немусульман(так-как в Исламе это запрещенно)я вам приведу одну историю про наибов имама Шамиля кототые после его пленения перешли на сторону врага и были военными царской армии их послали подовлять восстания мусульман 1877 года в Дагестане и Чечне,сидя за костром перед боем против мусульман они задали вопрос старшему среди них."Мы раньше сражались на стороне имама Шамиля за установление ЗАКОНОВ АЛЛАХА на земле и были абсалютно уверенны что если умрём то попадём в РАЙ а сейчас мы воюем на стороне царя против мусульман и если мы погибнем то что с нами произойдет?На что старший среди них и бывшие наибы промолчали опустив головы и никто среди них неответил на этот вопрос" потомучто они были люди образованые и знали что "Поносить мусульманена-бесчестие а воевать с ним -неверие" тоже печальная история

stigal50а: тимур пишет: восстания мусульман 1877 года в Дагестане и Чечне Да это было восстание под предводительством Алибек-Хаджи Алданова из Зандака и Уми Доа из Шатоя бывшего наиба имама Шамиля.Моего дедушкина брата пленили вместе с дагестанским другом в Тандах. То и есть выдали тогдашние муртады.И его звали Лорс Гиреев,был повешан под номером 5 а двух его брата по 15-17 лет Баад и Шаркан руские растреляли их могилы до сих пор на окраине села у дороги. Шахиды иншаАллах1!

тимур: Кстати тогда и были предприняты царизмом меры по разобщению мусульман чечни и дагестана по внушению им национализма и сектанства на этой основе царские агенты убеждали людей что если они принадлежат к какойто нации или какомуто тарикату то они лудше чем их соплеменикии соседи,что явно противоречит Исламу по Нему "человек превосходит человека только в благочестии"и ещё ПРОРОК(с.а.с)сказал"национализм подобем разлагающей и вонючей туше животного,не приблежайтесь к нему"Нам внушают что если ты чеченец или русский или аварец и т.д то ты чемто отличаешься и превосходишь других людей что и являеться национализмом и это похоже на гнилое мясо Пусть АЛЛАХ сохранит нас от этой болезни

stigal50а: тимур пишет: если ты чеченец или русский или аварец и т.д то ты чем то отличаешься и превосходишь других людей "отличаешься"это так НО не "превосходишь" Ну это... быт,обычаи и прочее в таком роде. Национализм это действительно тухлое мясо,которое нам подкитывают с севера. Хорошо когда есть вера(иман)есть на что опереться.

тимур: Если человек мусульманин то я незнаю отличий кроме языковых,я живу и общаюсь и с русскими и с чеченцами и даже знаю евреев мусльман всё зависит от степени имана и знаний причём знания идут впереди дел и слов,я был свидетелем когда русский мусульманин наставлял чеченцев и дагестанцев и это новая формация людей на кавказе что нельзя было представить ещё недавно и конечно это радует.По поводу отличей можно поспорить допустим разве у нас несмотря на нацию только две руки или два глаза мы так-же хотим кушать и так-же болеем,так-же радуемся то в чем наше отличие только в мировосприятие если мы мусульмане то и оно у нас одно но если мы таковые на словах а не на деле то пытаемся подогнать Ислам под адаты это можно сравнить с часами если убрать из них хотябы один механизм то они просто перестанут работать и это только внешне часы но они непокажут нам время и неисполнят свои функции тоесть они бесполезны и безпомошны.Так-же и в Исламе если что-то поменять то останется только ширма без сути

Самая_Счастливая: тимур пишет: Если человек мусульманин то я незнаю отличий кроме языковых тимур, ну как же.... ислам пришел ко многим народам гораздо позже, чем сформировались их адаты... т.о. религия "накладывалась" не на чистое сознание людей, а уже на сформировавшийся образ мышления, который у всех народов был разный. приведу простой пример. многие северокавказские народы желают, чтобы их дети женились только на представителях их же этноса, и бывают трагедии, если дочь осетина вышла замуж за сына ингуша, или если чеченец женился на русской, притом, что все они мусульмане... и это не единственные отличия... их может быть миллионы...

тимур: приведу простой пример. многие северокавказские народы желают, чтобы их дети женились только на представителях их же этноса, Эти дейстия противоречат Исламу тоесть внутриплеменые браки естественно не осуждаються но но делать из этого "закон"запрешено и мусульманин имеющий хотябы небольшие знания в Исламе знает об этом,фанатичное следование адатам запрещено в Исламе а если адат противоречит Исламу то естественно мусульманин отбрасывает адат как вредную привычку,запрешены браки между мусульманином и немусульманкой,а также мусульманина на язычнице и атеистке,к томуже сейчас мусульмане более информированны о законах АЛЛАХА и многие семьи(знаю лично)отказываються от адатах противоречаших ИСЛАМУ.Если выбор будет стоять между соплемеником джахилем и представителем другой нации но хорошим муслимом то естественно выбор падёт в пользу мусульманина.Тоесть я здесь невижу каких-то отличий и особеностей

Самая_Счастливая: тимур пишет: Тоесть я здесь невижу каких-то отличий и особеностей тимур, я с тобой согласна в этом вопросе. но опять-таки хочу отметить, что это ты не видишь отличий, чего нельзя сказать о остальных мусульманах....

stigal50а: Самая_Счастливая пишет: что это ты не видишь отличий, чего нельзя сказать о остальных мусульманах.... Действительно когда стоиш в мечете в одном ряду читаеш молитву, нету различй все мы одинаковы и меж собой и перед Аллахом. Но в быту в традициях (по жизни)мы разные.

stigal50а: Самая_Счастливая пишет: что это ты не видишь отличий, чего нельзя сказать о остальных мусульманах.... Действительно когда стоиш в мечете в одном ряду читаеш молитву, нету разлиий все мы одинаковы и меж собой и перед Аллахом. Но в быту в традициях (по жизни)мы разные.

тимур: Мы недавно были на рыбалке среди нас были и чеченцы и аварцы и лезгины и азербаджанцы и даргинцы все молодые люди в возрасте 30 лет в разговоре о нац отличиях все говорили об одном что надо любить то что нам велено любить и ненавидить то что велено ненавидить нашим СОЗДАТЕЛЕМ,можно долго спорить об отличиях или их отсусутвие но если человек мусульманен и к томуже имеющий хотябы минимальные знания в ИСЛАМЕ знает что этих отличий кроме языковых нет,если человек утверждает что тот или иной адат противоречащий ИСЛАМУ лудше и предпочтительней то естественно говоряший это осознано выходит из ИСЛАМА и становиться немусульманином(мягко говоря)и это правило не я придумал это одно из основ нашей религии.Вообще может я чевото незнаю но хотелозьбы узнать об этих отличиях

Саркис Киликян: Самая Счастливая пишет: чего нельзя сказать о остальных мусульманах.... О))) о процентах 90 остальных мусульман. . .

Батыр: Нигде и никогда Российская империя не воевала так долга, как на Кавказе. Хотя, казалось бы: что для русских генералов, привыкших побеждать не только турок и иранцев, но и Наполеона, горстка горцев? Однако исход борьбы оставался неясным несколько десятилетий, а имя имама Шамиля стало синонимом грозного и неуловимого противника. Лишь набравшись опыта войны в горах, русские сумели, в конце концов, одержать победу. К середине августа 1859 года эпопея почти закончилась, но это «почти» досталось большой ценой. Российские войска окружили гору, у вершины которой находился аул Гуниб. Это была неприступная природная крепость: с трёх сторон аул защищали отвесные скалы, и только с четвёртой, восточной, по узкой тропе можно было подняться в селение. Четыреста воинов ислама, засевших там с четырьмя пушками, имели много преимуществ. Главнокомандующий Кавказской армией князь Александр Барятинский хорошо знал нрав этих людей и их мужество, но всё же предложил капитуляцию – вдруг удастся избежать последнего кровопролития. Кроме того, в ауле находился человек, который вот уже 25 лет олицетворял сопротивление – имам Шамиль. Если бы он сдался в плен, это могло бы серьёзно повлиять на других вождей горцев. Барятинский обещал в случае покорности «полное прощение всем находившимся в Гунибе, дозволение самому Шамилю с его семьёй ехать в Мекку, обеспечение ему средств, как на путешествие, так и на содержание». Но противник не изменил своему характеру и отвечал так: «Гуниб – гора высокая, я сижу на ней, надо мной ещё выше – Бог. Русские стоят внизу, пусть штурмуют. Рука готова, сабля вынута». 22 августа началась плотная осада. Два следующих дня прошли в ружейной и артиллерийской перестрелке, а в ночь на 25 августа 130 солдат Апшеронского полка умудрились вскарабкаться на южную стену горы и опрокинули там горцев. Тут же начался общий штурм. К середине дня мюриды Шамиля отступили к самому аулу, где их новым плотным кольцом окружили русские. Царский изменник вновь попытал счастье – взять имама Чечни и Дагестана живым. И – чудо!!!!! – тот согласился. Видимо, старый вождь устал и охладел к войне. Он вышел к своему врагу, который ждал его на камне в версте от аула. На следующий день был опубликован немногословный приказ: «Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию». Это звёздный час в карьере князя Барятинского и, наверное, ярчайший момент в жизни каждого, кто участвовал в последнем бою (среди них находилось много известных людей – например, начальник русского штаба Дмитрий Милютин, впоследствии военный министр Александра II и автор знаменитой военной реформы). Что же касается России, то она получила долгожданный мир на Кавказе. С чего всё начиналось???? Впрочем, этот мир оказался весьма условным. И после пленения главного противника, скажем, на северо-западе бои продолжались ещё пять лет, и закончились только с уничтожением последнего оплота черкесов (адыгов) в урочище Кбаада – ныне там популярный курорт Красная Поляна близ Сочи. Так что в энциклопедиях дату окончания Кавказской войны часто относят к 1864 году. А вот единого мнения о том, когда она началась, в научном мире нет. Для одних это 1801 год, когда Восточная Грузия – присоединилась к России. Именно тогда, бесповоротно закрепившись к югу от Кавказских гор, страна встала перед необходимостью контролировать перевалы – и завязалась борьба. Другие говорят о дате, принятой в советское время, - 1817 год, когда на здешней арене появился прославленный «царский сердар» Алексей Ермолов. А в последние десятилетия российские историки заговорили о 1829-1830 годах, то есть о времени формирования имамата – военно-теократического государства. Что ж, для всех этих концепций есть основания. Когда россияне решились взять на себя ответственность за Картли-Кехетию, они невольно подписались под рядом обязательств. С одной стороны, появился удобный плацдарм для наступления на Турцию и Иран. Вместе с тем русский царь обязывался всегда защищать своих грузинских подданных. Нельзя было допустить, чтобы повторилось нечто подобное разгрому 1795 года, который учинил городу Тифлису Ага Мухаммед Каджар Персидский – теперь это грозило полной потерей престижа. Так что бесперебойное сообщение с Грузией через земли неспокойных северокавказских народов стало острой нуждой. Казалось бы, ещё Екатерине II вожди этих народов много раз выражали покорность, но надо понимать, что значит такое изъявление в правосознании горца, привыкшего к воле и отсутствию какой бы то ни было власти над собой. Это не более чем ход, хитрость, рассчитанную на сиюминутную выгоду, или завуалированное приглашение к союзу против соседей. С самых давних пор и до XIX века жители великого хребта были совершенно независимы и не стеснялись традиционных занятий: грабежа, похищения людей с целью выкупа. Всё это представлялось им совершенно естественным. Достаточно сказать, что в конце 18-го столетия в государственный бюджет закладывались ежегодно 2000 рублей серебром на выкуп христиан «из горского рабства». За рядового полагалось несколько целковых, за офицера просили уже не меньше 100, а если пленный казался богачом или важной персоной, цифра взлетала до любых пределов. Казённых денег не хватало и на половину пленных. Однако серьёзных боевых действий в начале 19-го века тут ещё не велось – России было не до окончательного решения «кавказского вопроса»: в Европе воевал Наполеон, а в Азии пришлось одновременно воевать с персами (1804-1813) и турками (1806-1812). «Проконсул Кавказа» В1816 году в Тифлис приехал генерал Алексей Петрович Ермолов - прославленный герой Отечественной войны, бывший начальник Кутузовского штаба. Он был назначен командующим Отдельным грузинским корпусом – с задачей раз и навсегда усмирить горские народы и утвердить российскую администрацию на всём Кавказе. Предполагалось, что эту задачу можно выполнить в сжатые сроки, с минимальными людскими потерями, путём точечных ударов по очагам сопротивления. Но многоопытному полководцу потребовалось немного времени, чтобы прийти к противоположным выводам. Он отказался от запланированных походов вглубь хребта, разумно считая, что цели они не достигнут. Так, очевидно, было спасено множество жизней. Вместо этого русские стали продвигаться вперёд всем фронтом, прочно закрепляясь на каждом метре покоренной территории. Чтобы облегчить сообщение с аулами, вырубались под корень леса, возводились укрепления, и из них постепенно складывались всё новые оборонительные линии. Непокорные поселения, которые оказывались позади них, уничтожались. Всего за несколько лет «проконсул Кавказа» выстроил множество крепостей: Грозную (нынешний Грозный), Внезапную, Преградной Стан, Бурную, Герзель. Вскоре замкнулся единый ряд фортов от Каспия до современной Назрани, а с севера на юг землю избороздили просеки, по которым регулярные отряды быстро проникали, когда нужно, вглубь Чечни и Дагестана. Ермолов стремился изолировать эти самые непокорные территории с севера, а затем разрезать их на отдельные мелкие секторы, где противник уже не смог бы пользоваться преимуществами пересечённой местности. По отдельным частям края Ермолов наносил точечные удары, если какой-нибудь хан проявлял неповиновение. Кроме того, генерал стал часто брать заложников из горской знати. К началу 1820-х под российским контролем находилась большая часть Дагестана, и из чеченских обществ многие признали власть императора в далёком неведомом Петербурге. В 1818-1820 годах из района Пятигорья выселили всех кабардинцев, и на месте их аулов появились казачьи станицы – тем сам «пояс непокорности» был рассечён на два «осколка» - Закубанский и Чеченско-Тавлинский. Так с неизменным успехом Ермолов «командовал Кавказом» вплоть до 1827 года, когда Николай I сместил его и заменил своим любимцем, графом Иваном Паскевичем. И кто знает, если бы «проконсул» оставался там и дальше, не окончилась ли бы война несколькими десятилетиями раньше? Во всяком случае, один английский путешественник, посетивший тогда Кавказ, так писал о нём: «Хотя меры, к которым он иногда прибегал для умиротворения края, заставляли содрогнуться, не следует игнорировать достигнутый ими результат – в период его правления широко бытовало утверждение о том, что любой ребёнок, даже с суммой денег, мог пройти через подвластные ему провинции, не подвергаясь никакой опасности». В полном соответствии с местными обычаями и мусульманским правом Ермолов трижды заключал кебинный брак с мусульманскими девушками. После расстования с ним его жёны получали хорошее денежное содержание и могли снова выйти замуж. Кроме того, Ермолов оставлял им дочерей, а сыновей забирал с собой. Впоследствии все они были признаны его законными детьми, став потомственными дворянами и русскими офицерами. Поскольку брак заключался по всем правилам, с участием муллы, никаких претензий к Ермолову у горцев не было. Правда, именно этот грозный генерал остался в памяти чеченцев и их соседей как один из самых ненавистных русских военачальников, каратель. Многие современные чеченские политики приравнивают его действия к геноциду и утверждают, что они-то и вызвали войну. Последнее – конечно, сильное преувеличение, но нельзя не признать, что в высокой степени политика генерала способствовала развитию мюридизма – движения, которое стало основой сопротивления. Дело в том, что в борьбе с Ермоловым погибло много представителей старой знати. Возник вакуум власти, который и заполнили имамы – военно-духовные народные вожди и трибуны. Первым из них стал Гази-Мухаммед (в России его называли Кази-Мулла), и всё, что ему потребовалось сделать, - это сформулировать понятные и простые политические лозунги: всеобщее равенство, истребление предателей-аристократов, объединение правоверных для священной войны против захватчиков. Естественно, чтобы «соответствовать должности», ему, в противоположность традиционной «светской» аристократии, надлежало быть человеком учёным и религиозно образованным. Он им и был – помнил наизусть Коран и мог выиграть любой богословский спор. Чтобы сплотить свои народы, имам принялся энергично внедрять повсюду шариат (свод законов, основанных на той же священной книге мусульман) вместо разношерстных и противоречивых местных адатов – горских законов, которые формировались веками. Со старшин аулов и общин брали клятву отказаться от них бесповоротно и вершить суд «по-исламски». А так же, конечно, прервать всякие сношения с русскими. Он получил большой авторитет среди простого народа, и это позволило ему собрать войско в 10 000 воинов. Два года Кази-Мулла сражался с русскими и их союзниками-аварцами и одержал много побед, придерживаясь своей партизанской тактике налётов. Страшный шок вызвало разграбление богатого города Кизляра. Наконец в 1832-ом пришедший на смену Паскевичу барон Григорий Розен застиг имама в ауле Гимры и стремительно атаковал. Кази-Мулла избрал неверную тактику – вместо того чтобы уйти из аула, онсовершил последнюю молитву, с шашкой бросился на врагов и погиб. Место его занял один из ближайших сподвижников – Гамзат-бек, который изменил стратегию, считая, что для решительного столкновения время ещё не пришло. Пока суд да дело, он продолжал повсеместную «шариатизацию». В столице аварцев Хунзахе, Гамзат начал формировать институты полноценного государства – имамата. Хунзах он сделал своей резиденцией – и ошибся; жители аварской столицы, привычные к старым порядкам, не приняли новый режим. Против захватчика быстро сложился заговор во главе с мстителем-кровником Хаджи-Муратом, сыном кормилицы погибшего хана. Имам был убит в мечети вместе со всем своим окружением. Так русское командование неожиданно для себя самого восстановило власть над аварской землёй и заполучило в своё распоряжение одного из лучших кавказских воинов – Хаджи-Мурата, впоследствии увековеченного Львом Толстым. Но и мюридам Аллах послал тогда величайшего из их вождей за всю историю. ***Продолжение следует***

Сокол: Батыр пишет: Дело в том, что в борьбе с Ермоловым погибло много представителей старой знати. Возник вакуум власти, который и заполнили имамы – военно-духовные народные вожди и трибуны. Первым из них стал Гази-Мухаммед (в России его называли Кази-Мулла), и всё, что ему потребовалось сделать, - это сформулировать понятные и простые политические лозунги: всеобщее равенство, истребление предателей-аристократов, объединение правоверных для священной войны против захватчиков. Что имеем в итоге? Всеобщего равенства на Кавказе как не было, так и нет. Оно было только в короткий период Имамата, да и то на небольшой части Горного Кавказа. "Предателей"-аристократов уничтожили, лишив народы элиты, а сами имамы элитой мусульманской уммы стали ненадолго. Исчезновение правящей элиты обезглавило народы Северного Кавказа, сделало их беззащитными перед лицом русского самодержавия. Объединение правоверных для священной войны состоялось, да только результата это не дало, а только привело к гибели десятков тысяч человек с той и другой стороны. Батыр пишет: Хунзах он сделал своей резиденцией – и ошибся; жители аварской столицы, привычные к старым порядкам, не приняли новый режим. Против захватчика быстро сложился заговор во главе с мстителем-кровником Хаджи-Муратом, сыном кормилицы погибшего хана. Имам был убит в мечети вместе со всем своим окружением. Тут "скромно" умалчивается, почему именно возник заговор против Гамзата. А ведь это ключевой момент! Незадолго до этого Гамзат и его мюриды жестоко расправились с сыновьями ханши Хунзаха, напав на них, безоружных, и уничтожив всех. Юные аварские ханы дрались как львы, но пали в неравном бою. Вот за это подлое, вероломное и жестокое преступление Хаджи-Мурат и его близкие казнили Гамзата и его людей. Когда вспоминаю эту историю, не знаю, куда себя деть от бессильного гнева.

Fred: Генерал Ермолов: усмирение Кавказа Среди русских военачальников Кавказской войны, пожалуй, нет более сложной и многогранной личности, чем генерал Ермолов, с именем которого связано начало покорения Кавказа. Начальный период Кавказской войны неразрывно связан с деятельностью Алексея Петровича Ермолова, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти на неспокойном Кавказе. Впервые русским войскам на Кавказе пришлось столкнуться с таким новым явлением как восточная война - война, где победа достигается не только на поле боя, и далеко не всегда связана с количеством поверженных врагов. Неизбежной составляющей такой войны становится демонстративное унижение и ограбление побежденного противника, без которого победа не могла быть достигнута в полном ее смысле. Отсюда чрезвычайная жестокость действий и той и другой стороны, которая порой не укладывалась в голове современников. В 1818 году в письме Воронцову, которому много лет спустя придется продолжить дело своего друга и соратника, Ермолов отмечал: «Я заложил тут крепость, именуемую Грозная. В ней будет гарнизона до тысячи человек и страху для чеченцев на пять. В будущем году устрою еще одну не столь большую крепостцу и в нескольких пунктах при удобнейших чрез Сунжу бродах редуты, и чеченцы будут сговорчивее. Потом деревни чеченские, в которых укрываются под именем мирных разбойники по соседству наиболее вредные, истреблю; раздам прекраснейшие их земли казакам нашим, которые или совсем в них нуждаются или имеют весьма неудобные». Правда, далеко не всегда решения Ермолова носили столь радикальный характер, по возможности все решалось переговорами, где, Ермолов выступал с понятной для горцев позиции силы и не пытался заигрывать с местной знатью, сделав ее своей опорой в управлении. Хотя бывали и исключения, когда требовалось заручиться поддержкой влиятельных и уважаемых лиц в горских обществах, но в этом случае действия носили, по признанию самого же Ермолова, тайный характер. Облик ермоловских войск Специфические условия войны на Кавказе, когда войска имели весьма ограниченный состав, а подход подкреплений и подвоз снаряжения был затруднен, вынудило русское командование приспосабливаться к новым непривычным условиям борьбы, внося необходимые перемены. Например, боевые действия на Кавказе вынудили изменить походный порядок движения войск. Если изначально сильным являлся авангард отряда, которому приходилось нередко первым попадать под удар противника, держась до подхода основных сил, то на Кавказе наоборот - усиленным являлся арьергард, замыкавший движение. Горцы нередко пропускали вперед передовой отряд и основные силы и нападали на арьергард, которому не принять бой было невозможно, а любая задержка по времени грозила тем, что он отстанет от основных сил и будет уничтожен. Одной из особенностей войн на Кавказе стало достаточно широкое использование служебных собак. Собаки несли караульную службу при охране укреплений – как правило, в ночное время они выпускались за вал укреплений до утра. Широко использовались собаки и во время походов в боковых цепях колон. Для содержания собак специально выделялись определенные деньги от казны. В отношении вооружения войск Ермолов отдавал предпочтение гладкоствольному оружию, позволявшему за счет сравнительно высокой скорострельности, компенсировать недостаточную точность большой плотностью (залповая стрельба) и интенсивностью огня. Нарезное оружие получает распространение у застрельщиков, составлявших охранные цепи колонн и действовавших обычно в паре. Причем застрельщику рекомендовалось не производить выстрела до того момента пока его напарник не успеет вновь зарядить штуцер. В ближнем бою, если позволяла местность, русская пехота проводила штыковые атаки в сомкнутом строю, опрокидывая численно превосходящего врага. Успеху штыковых атак способствовало и распространенное у горцев суеверия о том что быть заколотым штыком - значит уподобиться свинье, что считалось позорной смертью. Ведение боевых действий в специфических условиях Кавказа наложило отпечаток на обмундирование войск Кавказского корпуса. Начиная с ермоловских времен происходят значительные изменения во внешнем облике казачьих частей и регулярных войск. Это было вызвано необходимостью приспособиться к условиям несения службы и ведения войны, а так же слабым снабжением войск, когда быстро изнашиваемое обмундирование было невозможно заменить новым. Кубанское линейное казачье войско по сути заимствовало экипировку и вооружение черкесов. В пехоте на смену высоким киверам приходят папахи и фуражки. Сапоги, как правило, берегли, заменяя нередко их горскими кожаными лаптями. Для ношения патронов нашиваются газыри. На смену ранцам приходят вещевые мешки. Жизнь среди войны Проводя жесткую политику, Ермолов большое внимание уделял строительству крепостей, дорог, просек и развитию торговли. С самого начала делалась ставка на постепенное освоение новых территорий, где одни только военные походы не могли дать полного успеха. Правда, единственным рычагом проведения политики на осваиваемой территории за неимением административного аппарата, в руках Ермолова оставалась армия. Именно вокруг армейского костяка начнет складываться гражданская система управления Кавказом. Ермолов провел ревизию крепостей и городов, приказав оставить ряд укреплений, построенных без учета санитарных условий местности . Так было оставлено укрепление Св. Николая на Кубани, а областной центр был перенесен из Георгиевска в Ставрополь. Основой будущих городов являлись военные поселения, в создании которых Алексей Петрович имел гораздо больший успех, чем Аракчеев. Он выдвинул и законодательно осуществил идею создания так называемых «женатых рот» и добиться льгот для жен рекрутов, служивших в Кавказском корпусе. Постепенно исключительно военное население дополнялось крестьянами-переселенцами. По мере возможности была упорядочена правовая система, где до этого существовали российское право, законы действовавшие на территории Грузии а также местные обычаи горцев. В 1822 году Кавказская губерния была преобразована в область с четырьмя уездами. Для управления территории вводился институт приставов, которые по своей сути были военными чиновниками. Их задачей был надзор за жизнью горского населения с целью предупреждения выступлений. В Дагестане, где коренные преобразования в сжатые сроки было невозможно осуществить, Ермолов ограничился сменой наиболее враждебной знати и духовенства , более лояльными их представителями, которые осуществляли власть под контролем русских военных чиновников. По возможности уничтожалась работорговля, а в Грузии в 1824 году крестьяне получили право получения личной свободы за выкуп. Кстати опыт выкупа крестьянами личной свободы по государственной субсидии в последующем будет использован в России в 40-ые годы XIX века. Далеко не все административные и экономические преобразования Ермолова имели успех, но тем не менее среди полосы военных походов, имея ограниченные ресурсы, Ермолову удалось положить начало планомерному утверждению российской государственности на Кавказе. Персидский вопрос В период управления Ермолова главную потенциальную угрозу для русских войск представляли не разрозненные выступления горцев, а вероятность большой войны с Персией, стремившейся к реваншу и пересмотру Гюлистанского мира 1813 года. Имея перед собой опасного противника, Ермолов приложил огромные усилия для подготовке к неизбежной войне и тем не менее постоянные донесения Ермолова о о неизбежности войны с Персией всерьез российским министерством иностранных дел не рассматривались. Скорее наоборот: боясь спровоцировать конфликт, Петербург всячески старался ограничить военные приготовления к обороне в Закавказье. План Ермолова сводился к активной обороне, когда в течение года предполагалось измотать противника в условиях войны в горах, когда основные потери войска несли от болезней и лишений. Затем, имея надежный тыл, последовательно, и методично оттеснять противника вглубь его территории, стараясь свести к минимуму передвижения войск и потери от болезней. По сути, этот план может быть в несколько ускоренном и жестком виде и был позднее осуществлен Паскевичем, имевшем в своем распоряжении прекрасно подготовленные и обученные Ермоловым войска и сильные офицерские кадры. 03 сентября 2014



полная версия страницы