Форум » История нашей Родины - Большого Кавказа » Адыгейский язык » Ответить

Адыгейский язык

timur: Привет всем, я здесь новенький. Я очень хочу изучить адыгский язык, если есить такие учебники оставьте пжлста ссылки

Ответов - 3

изгнанница: Тимур учить иностранные языки очень полезно, пригодятся в жизни, ты молодчина! ЗАХОДИ К НАМ ПОЧАЩЕ)))

stigal50: На полке у коллеги по работе мне на глаза попался буклет с видами Сочи. Обычные снимки, наподобие тех, что штампуют в больших и не очень городах на утеху заезжим туристам. Фамилии авторов буклета мне ни о чем не сказали. Зато типография, где его отпечатали, носит имя Льва Толстого. Видимо, она расположена в этом же городе. Все в нем связано с какой-нибудь знаменитостью. Что из прошлого времени, что из настоящего. Я внимательно просмотрел открытки, одну за другой. Родина все-таки, Кавказ... Находясь вдали от дома, всегда чувствуешь тягу к своему, поскольку оно отдалено от тебя парой-тройкой сотен или чуть больше километров. Не скажу, что с трепетом, но взял в руки буклет с неподдельным интересом. Обратно уже не положил – бросил... Открытки сопровождались пояснительными текстами. Из одного узнал, что расположенный в центре Сочи православный собор Архангела Михаила - «самое старинное строение города». Его начали возводить в конце мая 1872 года. Деньги на строительство «собирали всем миром» первые русские переселенцы. «Сбросились», к примеру, великий князь Михаил Романов, миллионер Николай Мамонтов, землевладелец Александр Верещагин. Спроектировал собор Александр Каминский, автор главного здания Третьяковской галереи в Москве. Если верить составителям - а не верить, в общем-то, нет никаких оснований - призыв «как можно скорее начать на новых землях строительство культовых сооружений, которые должны поднимать дух русских переселенцев», исходил от Федора Достоевского. В середине XIX века сразу после присоединения Черноморского побережья к России он опубликовал по этому поводу статью в журнале «Гражданин». Первым «откликом» на нее как раз и стал собор Архангела Михаила. Его посвятили одновременно и «главе небесного воинства», и его тогдашнему земному воплощению – родному брату российского императора, являвшегося с 1861 по 1881 годы наместником Кавказа и главнокомандующим расквартированной здесь многосоттысячной армии. На другой открытке было написано, что рядом с неповторимыми по красоте Змейковскими водопадами расположились «основанные в конце XIX века русскими переселенцами» два села: Измайловка и Семеновка. В первом поселили ветеранов-отставников Измайловского полка, во втором – Семеновского. Из крепостных крестьян их забрили в солдаты, а потом как колонистов оставили осваивать новые земли. Остальные картинки поведали, что часть объектов в Сочи возвели по указанию Иосифа Сталина, что сюда каждый год старается вырваться и дать концерты Алла Пугачева, что свои незабвенные комедии «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» Леонид Гайдай снимал в самом городе и его окрестностях. Буклет переливался именами: Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Анатолий Карпов, Владимир Путин (куда же без него, поклонника лыж и российского «нашего всего»!), а также названиями речушек и рощ, бухточек и вершин гор. Последние в массе своей не русские, никак не связанные с привычным строем «великого и могучего». Но откуда они здесь? Для несведущих на развороте обложки дается краткая история края. Сказано там и о прежних его обитателях, тех, кто жил здесь до «переселенцев» с севера. Но как-то не по-человечески, совсем даже не по-христиански, если вспомнить, что главными достопримечательностями курорта выведены символы этой, а не другой какой-нибудь, веры: соборы, кресты, монументы «небесным воинам». Рассказав, что первые люди на Черноморском побережье Кавказа появились «примерно 400 тысяч лет назад», авторы буклета поведали о скифах, сарматах, меотах. Написали, что древние греки основали здесь когда-то свои «торговые колонии» и что «римский полководец Гней Помпей, направляясь на войну с Митридатом IV Евпатором», проходил якобы по этим местам. Не обошли они и «великую Византию», чьим историческим потомком – в период, конечно, расцвета, а не в пору ее позорного падения – кое-кому до сих пор видится Россия. И после этого одной лишь строчкой: «Многие годы жителями этих мест были представители адыгских племен – абадзехи, убыхи, шапсуги»… Нет, не тысячи лет владели они этой землей, а только «многие годы». И не владели вовсе – были «жителями». Пять лет, десять, тридцать – не важно. Главное, что не зацепились, ушли. Куда и как, не объясняется. Ведь даже войны, если верить авторам буклета, были только с Турцией. По итогам одной из них в 1828-1829 годах, объясняют они, «Черноморское побережье Кавказа отошло к России». Не было, выходит, ни десятилетий сопротивления горцев, ни их сожженных аулов, ни насильственного изгнания, ни генерала Григория Христофоровича Засса с его сундуками, полными черкесских черепов, – ничего! Всего лишь освоение, мирное переселение на свободные пространства с устройством по призыву великих людей (кто сомневается, что Федор Достоевский – великий писатель!) сел и станиц, соборов и курортов. Страшно немилосердной оказалась судьба к названным выше этносам, да и к другим черкесским племенам, о которых составители буклета скромно умолчали. Даже спустя столько лет их не желают признавать автохтонами черноморского побережья, вспоминать, что они когда-то жили здесь, строили и сеяли хлеб, рожали детей и хоронили близких, с оружием в руках защищали эту землю для себя. Казалось бы, все просто: не лукавить, гадая притворно, в какой, мол, язык уходит корнями слово Сочи, турецкий или французский? Все равно ведь некому претендовать на эти территории. Нет хозяев – ассимилировались или сгинули окончательно на чужбине. Признайте - и получится, может быть, что покаялись. Но ни-ни, именно этого как раз и нельзя делать! Разрушится, расползется по швам стройная и привычная уже картина. «Россия принесла на Кавказ цивилизацию!», - написано на ней густыми, сочными красками, а если кого-то и убивала, то во благо же убиваемых. Это так удобно, так комфортно - чувствовать себя правым. Если же факты чересчур ретиво выступают против, то о них можно небрежно забыть, умолчать, опустить, выдернуть из контекста прошедших событий и не стесняться образующихся при этом исторических дыр. В воронке одной из них пытаются утопить память об убыхах, абадзехах и шапсугах. Напиши авторы буклета (и, конечно, не только они), что жители Сочи и прилегающих к нему районов были частью уничтожены, а большей частью изгнаны, то «освоение свободных пространств» пришлось бы назвать иными словами, позорными и указующими на историческую вину завоевателей. И уж совсем как-то нехорошо выглядел бы факт единения всего общества вокруг раздела отобранной земли: всем миром делили чужое добро - от императора и его брата до вчерашних крепостных крестьян, а в центральной части имена известных архитекторов, промышленников и великих писателей. Имена, которыми славится русская культура.

Самая_Счастливая: Ну да, опять же политика двоемыслия, о которой я писала в прошлом сообщении. Мы думаем так, как нам нравится думать, чтобы не чувствовать вины за собой. Мы ощущаем себя великодержавным народом, который всю свою историю делал только добро, защищал слабых, наказывал злых. О том, что не соответствует этой концепции, мы забываем. ... Когда я училась в младших классах, и мы начали проходить историю, я спросила у одного очень умного и образованного взрослого человека: "А что, неужели наша страна, ни разу за всю свою историю, не начинала сама воевать с кем-то? И при этом выигрывала все войны?" - мне приятно было думать, что я живу в самой справедливой стране в мире. Ответом мне было лаконичное "да". Стыдно сказать, но я чуть ли не до конца школы была уверена в этом, на столько сильным было его влияние на меня. Да и в школьной программе я не находила никаких опровержений. Вот такая иллюстрации внутренней политики конца СССР - начала РФ на примере жизни одного человека. Знаете, даже в годы гластности, когда были развенчаны культы личтостей, и в годы переворота, когда наша страна чуть не стала демократичной, когда все говорили обо всем, когда не было жесткой цензуры и тем, за которые увольняли, запрещали и сажали, даже в эти годы, никто не говорил о истории порабощения и уничтожения других народов, в т.ч. и тех, благами которых мы пользуемся. Мне кажется никто не говорил именно потому, что страх осознания своей собственной вины за все произошедшее, лежит очень глубоко. Слишком глубоко, чтобы справиться с ним. Ведь если мы обвиняем Сталина в создании класса людей-рабов, то мы можем сослаться на то, что мы ничего не знали, мы верили, что все эти люди - "враги народа". Но если мы признаем геноцид адыгов, тогда что? Тогда каждый человек, считающий себя русским, должен именно себя, как детя этого народа, признать виновником всего случившегося. И более того, отдать все земли, которые мы так незаконно используем. Кстати, пока я писала эти строки, пришло в голову, что акт признания себя как народа виновниками геноцида, явился бы актом возвращения к честности и истинной справедливости. Он стал бы отличным лекарством от национализма, который захватил сейчас все общество, от детей, до стариков. От чего происходит национализм? - От того, что народ считает себя безгрешным, а всех остальных - более низкими по развитию, народами-пиявками, живущими за счет них. А каково это узнать целому народу, что это не за счет него живут, а он живет за счет других, и на чужой земле? Представьте себе лысого накачанного парня, одетого в стиле милитари, идущего напролом и кличащего: "Я русский! Я горжусь этим! А вы все - пошли к черту от сюда, вы не достойны жить со мной на одной земле!" А теперь представьте, что он недавно понял, что его предки убивали и грабили, грабили и убивали, что нет никакого великого народа и могучих кровей, что есть такие же пятна в истории, как и у всех других... Не захочется ему тогда на каждому углу кричить "Я - русский!" Будет просто стыдно...




полная версия страницы