Форум » История нашей Родины - Большого Кавказа » Чечня в эпоху кменного века » Ответить

Чечня в эпоху кменного века

Сергей Электростали: Установить точно время появления первого человека в Чечне очень сложно. Вообще, эпоха каменного века в Чечне – это самая продолжительная по хронологии…. И самая малоизученная из всех периодов чеченской истории. Памятников каменного века открыто сравнительно немного, но это связано не с их отсутствием, а. скорее с тем, что по-настоящему профессионально этим почти никто не занимался. Достаточно сказать, что многие находки, относящиеся к этой древнейшей эпохе, обнаружены были археологами во многом случайно. Тем не менее, в распоряжении ученых все же достаточно данных, чтобы сделать выводы (правда, пока еще довольно общие) о тенденциях развития Чечни в древнейшую эпоху. Люди пришли сюда с Юга, с территории Грузии и Азербайджана около 200 тысяч лет тому назад. Это произошло в переходную эпоху от нижнего к среднему палеолиту («палеолит» - по-гречески, древнейший каменный век). От той эпохи осталось чрезвычайно мало вещественных памятников. Древнейшие археологические артефакты обнаружены в районе озера Кезеной-Ам в Веденском районе. Также памятники того времени были найдены в районе аулов Ца-Ведено и Бачи-Юрт. В ту древнейшую эпоху (200-80 тысяч лет назад) люди занимались присваивающим хозяйством – собирательством и охотой. При этом собирательство даже стояло на первом месте – т.к. техника изготовления оружия находилась еще на низком уровне. Люди употребляли в пищу съедобные ягоды, плоды, коренья, а также охотились на животных, населявших регион в то время: туров, оленей, диких баранов. Охота велась загонным способом – соплеменники загоняли зверя в ловушку, а потом добивали. Вообще, это был чрезвычайно трудоемкий процесс, он требовал усилий всего коллектива сородичей. Первобытные люди изготовляли орудия из камня – скребки, ножи, резцы. Из звериных шкур костяными иглами шили одежду. Обитали люди зимой в пещерах, а летом в шалашах, изготовленных из дерева. Постоянных поселений не существовало – люди постоянно перемещались с места на место вслед за стадами диких животных. Основой общества служило первобытное племя – коллектив сородичей, связанных единством происхождения. Один человек в суровых условиях каменного века выжить не мог – да и община всегда должна была действовать сплоченно, дабы добыть пищу и оборониться от хищных зверей. Поэтому в общинах господствовали коллективистские настроения. Кроме того, все соплеменники были равны. Это была эпоха т.н. «первобытного коммунизма», когда не было имущественного и социального неравенства, т.к. вся добыча принадлежала не отдельному человеку или семье, а всему племени и распределялась поровну. Приблизительно 80 тысяч лет назад начинается эпоха т.н. верхнего палеолита, характеризующаяся прогрессом в развитии каменного производства. Изготовляемые людьми изделия из камня становятся более совершенны и удобны. Люди заселяют большие территории. В Чечне памятники верхнего палеолита (80-40 тысяч лет назад) сосредоточены, в основном, в Веденском районе. Кроме того, некоторые артефакты были обнаружены в Шатойском и Шалинском районах. В остальных районах археологических памятников пока не обнаружено, но это связано, скорее всего, с тем, что люди вели очень подвижный образ жизни и нигде не оставались на долгое время. Человек по-прежнему занимается охотой и собирательством, живет в пещерах и легких шалашах. Приблизительно 40-30 тысяч лет назад Чечня, как и весь Кавказ, была захвачена ледниковым периодом. Наступавший ледник покрыл все высокогорье и предгорье. Равнинная часть превратилась в тундру. Глобальное похолодание сделало невозможным жизнь первобытных людей в горах. Люди покидают привычные места обитания и уходят на Юг, в Закавказье. После этого, на протяжении многих тысячелетий, постоянное население Чечни отсутствовало. Лишь изредка сюда, возможно, заходили охотники, но надолго не оставались. Все изменилось, когда ледниковый период закончился. Произошло это в 10 тысячелетии до н.э. Отступление ледника позволило людям вернуться на Северный Кавказ. Начиналась эпоха мезолита (среднего каменного века) – эпоха дальнейшего прогресса человечества. В этот период Дагестан, Чечня и Ингушетия входили в одну культурно-историческую область. Археологи называют ее «чохской», по имени дагестанского аула Чох, где были открыты первые памятники этой культуры. Носители чохской культуры – прямые предки вайнахов и дагестанских народов – пришли на Кавказ в 9 тысячелетии до н.э. с территории Азербайджана. Они изготовляли орудия труда из камня, используя технику сверления и ретуширования. Каменные орудия – скребки, наконечники копий и стрел, резцы, каменные молоты и топоры – стали гораздо совершеннее и миниатюрнее по сравнению с предыдущей эпохой. Люди по-прежнему занимались присваивающим хозяйством. Они охотились на туров, горных козлов и баранов, зайцев, птиц. Орудиями охоты служили копья и дротики, а также лук со стрелами. Вообще, использование лука значительно облегчило жизнь первобытных людей – отпадала необходимость в загонной охоте. Впрочем, для охоты на крупных хищников – саблезубых тигров, пещерных медведей – по-прежнему требовались усилия всех соплеменников. В человеческом обществе начинается первое разделение труда. Появляются умелые мастера-ремесленники, изготовлявшие орудия труда и оружие из камня. Трудились они в особых мастерских, располагавшихся поблизости от скопления камней. Остатки подобных мастерских найдены были в Нагорном Дагестане и Чечне. Человек начинает постепенно все больше переходить к оседлому образу жизни. Появляются первые долговременные поселения, люди строят дома из камня и дерева. Впрочем, наши сведения о той эпохе также весьма скудны ввиду почти полного отсутствия археологических памятников. На рубеже 7-6 тысячелетий до н.э. люди чохской начинают постепенно переходить к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Люди начинают сеять злаковые и разводить мелкий и крупный рогатый скот. Начинается эпоха неолита (нового каменного века). Правда, переход к новым формам хозяйства растянулся не на одно тысячелетие. Охота и собирательство по-прежнему занимали доминирующее положение. Довольно значительное место занимало и рыболовство. Памятников эпохи неолита по-прежнему не так много, но представлены они гораздо шире. Артефакты той поры найдены в Веденском, Шатойском, Шалинском, Урус-Мартановском, Ачхой-Мартановском районах, а также в районе городов Гудермес и Грозный. Люди по-прежнему изготовляли все орудия труда из камня. Однако техника изготовления орудий претерпела существенные изменения: они становятся удобнее, практичнее и изящнее. Были освоены методы полировки и шлифовки камня. Тогда же начинается изготовление керамики из глины. Ее делали вручную, начинают выделяться особые ремесленники, прекрасно овладевшие этим ремеслом. В эту эпоху появляются первые каменные мотыги и серпы, используемые в сельском хозяйстве. Появляются также прядение и ткачество, начинается изготовление простейших ткацких станков. Люди переходят к оседлому образу жизни. На возвышенностях, у берегов рек и озер начинают возникать поселки. Они обносились каменной оградой по периметру, внутри ограды располагались дома и хозяйственные постройки. Мы, к сожалению, имеем очень мало данных о том, как выглядели дома эпохи каменного века. Скорее всего, они были достаточно обширными, потому что проживали в них большие семьи, включавшие в свой состав представителей нескольких поколений и несколько боковых ветвей семьи. Именно в этот период начинает оформляться родо-племенная система общества. В каждом поселке проживали члены одного рода, всего же число жителей не превышало нескольких десятков и редко доходило до сотни. Умерших хоронили недалеко от поселений на родовых кладбищах в грунтовых могилах. Но появляются и курганные захоронения. Именно эпохой неолита датируются древнейшие из знаменитых Бамутских курганов. В 7 - 6 тысячелетии до н.э. единая общекавказская семья языков распадается на две группы: западную (предки адыгейцев, черкесов, кабардинцев) и восточную (предки нахско-дагестанских народов). Единая нахско-дагестанская общность (чохская археологическая культура) существовала на протяжении нескольких тысячелетий. Ученые-лингвисты установили, что в 5 тысячелетии до н.э. нахско-дагестанские народы имели довольно тесные контакты с древними индоевропейцами, но сказать что-либо подробное наверняка пока еще нельзя. В 4 тысячелетии до н.э. обособляется хуррито-урартская семья (ныне исчезнувшая). Хурриты уходят в Малую Азию, где затем возникнут их царства, сыгравшие большую роль в истории Ближнего Востока. Урарты же расселяются в Закавказье, где впоследствии появится Урартское царство – древнейшее из кавказских государственных образований. Ученые установили. Что язык древних урартов имеет много общего с языком современных чеченцев. А в 3 тысячелетии до н.э. распалась и нахско-дагестанская общность. Вайнахи и дагестанские народы обособились друг от друга, чохская археологическая культура исчезает. Впрочем, тесные связи между народами Чечни и Дагестана продолжали сохраняться и после этого. К этому времени каменный век уже уходил. На смену ему шел новый век – век металла.

Ответов - 2 новых

*Киллерша*: Трудно определить предков чеченцев, с эпохи "Каменного века". Спорное утверждение, но все же с неких источников информации, говорят что предками чеченцев и дагестанцев, вообщем , нескольких народов СК, являются и арабы. Хотя, начиная с того времени не возможно определить, истоки нации, так как образовывались племена в результате смешения различных племен. А именно нападавших, в целях захвата территории,часть продвигалась вместе с захватчиками, часть оставалась. В мезолите появились лук и стрелы, наш лектор сказал, что это тоже относится к народам СК. После стало развита охота на крупных животных. В результате раскопок на территории СК, а именно Чр, Вблизи Гудермесского района были найдены останки мамонта. И далее, достаточно памятников "Каменного века", чтобы утверждать что данная территория являлась благоприятной для обитателей древних времен. Строилась огромная яма , для поимки крупных животных, поверхность маскировалась, и когда животное, попадалось в ловушку, они , так сказать добивали его)))огромными камнями)). Шкура животного шла на одежду , для человека, мясо же конечно для питания)). В определенный промежуток времени царствовал и "Матриархат" , ))) но не очень долго))))))))) Ну и как написано в вашем рассказе , племена СК, не ввели оседлый образ жизни, временно строился лагерь, далее уже племена продвигались в след за животными. Изначально развито было только собирательство, по скольку человек тогда еще приспосабливался к жизни среди кучи опасностей. Ну и переход к веку "Металла". С появлением различных металлов , охота и хозяйственная деятельность человека стали более легким. К тому времени уже стали ввести оседлый образ жизни.

Гром: Если скажу, что обращаюсь ко всем потомкам своего народа, упрекнут, «ишь, нашелся отец народа. Ты к своим внукам и правнукам обращайся, мы уж своих как-нибудь поставим на правильный путь». Если скажу, что обращаюсь только к своим потомкам, упрекнут, «а разве дети других вайнахов тебе чужие? Чего о своих только печешься»? Поэтому давайте поступим так. Те, кто найдут в моих строках истину, последуйте моим советам, которые я даю с вершины прожитых лет, пока еще память и способность трезво мыслить не отшибла какая-то старческая хворь типа склероза или маразма. Надеюсь, пока со мной такое еще не случилось. Итак, почему решил, что мне есть что сказать своим потомкам? Наверное, потому что кое-что успел повидать, узнать, понять по воле Всевышнего Аллаха, свят Он и велик! Многое легло в ткань моих прозаических сочинений: публицистики, беллетристики, драматургии. Но лучше будет, если обобщу, систематизирую главное, скажу коротко и как можно понятнее. Так случилось, что почти всю свою сознательную жизнь глубоко неравнодушен к вопросам истории нашего народа, главным образом вопросами нашего происхождения: кто мы, откуда мы и зачем? В поисках ответов на эти вопросы пришел к глубокому убеждению, что мы, нахи (чеченцы, ингуши, цова-тушины) – потомки необычного древнего этноса – хурритов, народа Утра, из среды которого выходили величайшие пророки человечества. Хурритов, чья материальная и духовная культура умалчивалась и умалчивается по сей день, а история сознательно искажается. Сказанное – не предмет для пропаганды своей породистости, для восторгов и бравады перед другими народами, но это налагает ответственность. Особенно, если ложное самосознание веками толкает наш народ на опрометчивые поступки, делает уязвимым на любые провокации и авантюры, особенно религиозно окрашенные. Трагическая судьба нашего народа в течение двух последних веков – яркое тому подтверждение. Историческая, мессианская ответственность перед Тем, Кто нас сотворил – это одна часть вопроса. Вторая часть – в каком мире мы живем в наступившем третьем тысячелетии и что нам сулит этот меняющийся, глобализирующийся мир? Об этом тоже пытался сказать. Особенно в книге «Ноев Завет». Но давайте упростим проблему: зачем мы живем на земле? Какой образ жизни приносил и принесет нам наибольшее счастье? Обладание красивыми, дорогими вещами? Разумеется, достаток делает жизнь наиболее полноценной, а нищета и нужда ущемляет достоинство, делает человека зависимым, неполноценным. Спорить об этом бесполезно. Но если материальное богатство, желание превосходить своих братьев и сестер роскошью становится смыслом и образом жизни, как это расценивать? Становился ли кто-нибудь счастливым от того, что он превосходил других своим состоянием? Таких примеров нет, если, конечно, человек – не конченный болван, которому нравится ловить на себе взгляды таких же завистников – болванов. Упаси вас Всевышний, мои потомки, от такой участи. Не достойно это не только истинных мусульман, нахов, но и обычных мужчин. Не мужское это качество – желание превосходить других роскошью! Однако мир все больше вязнет в гедонизме, в желании «красиво» жить. Прошу прощения у тех, кто уже читал высказывание английского ученого Ричарда Бела, которого много раз цитировал. Но лучше его не скажешь. Вот как он отзывается о своем хваленом западном мире: «Европа стоит на пороге большого упадка. За блестящим, великолепным фасадом таятся стрессы, безумие, самоубийства, душевные болезни, разврат, употреблении наркотиков и алкоголя, разбой, изнасилования, невообразимый рост венерических заболеваний. Взаимная любовь и доверие друг к другу исчезли. Всех панически угнетает страх смерти. Нарушена целостность семьи и оборваны связи между ее членами. Правители государств не смогут найти выхода из этого положения. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор, единственный путь к спасению. Это путь - Ислам. Другого выбора нет». Преклоняясь перед европейскими «ценностями», завидуя их «свободной» во всех отношениях жизни, мы непременно попадаем в капкан, когда все это быстро надоедает, душа становится опустошенной, и тогда, в поисках более острых ощущений, человек обязательно приходит к допингам (наркотикам), преступлениям, всевозможным отклонениям, о которых даже говорить стыдно. Словом, происходит деградация пресыщенностью, самый позорный вид деградации. Такая деградация от «сладкой» жизни в принципе неизлечима, ибо она даже не осуждается обществом. Это – сладкая, но позорная смерть сначала души человека, а затем и самого человека, превращающего себя в бессовестное животное без принципов, без чести и совести; в одноклеточное примитивное растение. Вот какая опасность, самая коварная и страшная, ожидает вас впереди, если свернете со своего генетически определенного в глубинах тысячелетий пути – НОХЧАЛЛА! Таким образом, вы поняли, что завещание мое состоит в том, чтобы вы с самого раннего возраста становились на путь (тарикат) Нохчалла и никогда с него не сворачивали. Как же это реализовать на самом деле, ведь мы – нация в рассеянии, каждый живет в разных условиях, среди разных этнических, культурных, религиозных и прочих сред? Я бы завещал всем по мере возможностей воспитывать своих детей на родине – в Нахистане. Ибо детей все-таки воспитывает среда, общество, улица, а не наши наставления. Если нет возможности постоянно их воспитывать дома на Кавказе, то хотя бы часто привозить их домой на каникулы, держать как можно теснее контакты с родиной. Иначе они вырастут циничными космополитами, без роду и племени, без стержня в душе и без прочных корней. Вырастут слабыми духом, уязвимыми перед сладким растлевающим гедонизмом, о чем мы говорили. На это как раз и рассчитывают «земные боги», выводящие на земле бездушных умеренных потребителей, довольствующихся тем уровнем массовой культуры, который им предлагается для умеренного счастья. Выводящие серых, заурядных рыночных существ, не задающих неудобные вопросы о справедливости, достоинстве, равенстве перед Богом. Наша вера Ислам и тарикат Нохчалла предлагают другую жизнь. Жизнь глубоко духовного человека, властелина на Земле, хорошо понимающего, что земная жизнь – всего лишь испытание, что в конце жизни каждого ждет встреча с Создателем, что от того, к чему ты себя готовил в земной жизни, зависит твоя Вечная жизнь! Наша вера Ислам и тарикат Нохчалла невероятно укрепляют душу человека, ибо в душу вселяется сам Бог, любовь к Нему, уверенность в Нем! И тогда человеку не страшно даже умереть как тому, кто всю жизнь правдами и неправдами копил богатства. Ведь все они уходят как вода сквозь пальцы в один день... Мой главный завет, завещание – жить по уму, по совести, ибо совесть – доказано, - это самый прямой язык Бога с человеком. Живя по совести, вы никогда не потеряете уважение к самим себе. А это – самое главное. Мое следующее завещание – не старайтесь обманывать Бога, Творца Всевышнего. Звучит, наверное, неожиданно, но эта страшная болезнь - тоже среди нас бытует. Причем, со временем ее эпидемия только расширяется в ширь и в глубь. Нередко мы пытаемся спрятать свои неблаговидные мысли, дела и поступки за религиозные процедуры: «согрешил, Бог, но вот тебе молитвы, посты, давай разойдемся миром. Ты же, говорят, Милостивый и Милосердный. В любом случае – не злопамятный...» Такое отношение к себе Бог, возможно, и будет терпеть, но вряд ли долго, особенно, если такое лицемерие для человека становится нормой. Напротив, Всевышний Аллах, свят Он и велик, простит верующему не исполнение или редкое исполнение религиозных процедур, если при этом он будет из тех, кто «уверовал и творил благое», как много раз подчеркнуто в священном Коране. Дорогие мои потомки! Пытаясь завещать вам истину, говорил об истории, о Боге, о смысле жизни. А как же иначе? Наша жизнь – величайшее чудо, которую надо прожить ясно чувствуя и осознавая себя частью всего Таинственного и Грандиозного, что нас окружает уже в этом земном мире. Частью, но не малой частью, ибо каждый человек в Исламе оценивается ценой в целую Вселенную! Любить Творца и чувствовать к себе ответную любовь Творца! Любить весь мир, всю Вселенную, как часть Творца и чувствовать, что все кругом смотрит на тебя с любовью и надеждой! Быть от этого совершенно свободным и счастливым! Такова истинная жизнь подлинного мусульманина, подлинного наха, и в этом – его исполинская сила, а не в желании «красиво» жить в угоду своей предательской плоти и пошлой похоти. Это Иблис (сатана) упорно заманивал и будет заманивать всех в капкан «красивой» жизни, точнее, красивой смерти. От желания абсолютной легкости в жизни люди перестают рожать детей, предпочитают заводить кошек и собак. Опасаясь, что придется делиться с супругой, люди перестают оформлять браки, заказывают детей суррогатным матерям. Смываются границы между тем, кто ты по национальности, по вероисповеданию, по полу. В моду входят совершенно беспринципные, бесполые человекоподобные существа, которым совершенно чужды понятия чести, совести, мужества, долга. И именно эти существа-мутанты предлагаются нашим детям в качестве «звезд», образов для подражания. Кто-то утешает себя, что всё это чудовищное уродство – временное явление? Боюсь, что вам, мои дорогие потомки, жить в мире, где атаки Иблиса будут усиливаться по всем фронтам. Разума, Совести, Любви, Терпения, Мужества вам, дорогие мои, чтобы не потерять себя в этом усиливающемся сатанинском шабаше. Упаси вас Всевышний, мои дорогие, от соблазнов расслабляться. И да смилостивится над всеми нами Всевышний



полная версия страницы