Форум » История нашей Родины - Большого Кавказа » Большой Кавказ и его народы. Версии и гипотезы исторические, этнографические, культурологические. » Ответить

Большой Кавказ и его народы. Версии и гипотезы исторические, этнографические, культурологические.

stigal50: Дорога эров Еще в 1965 году грузинский ученый Г.А.Меликишвили на основе историко-археологического анализа пришел к выводу, что завершение существования куро-аракской культуры Кавказа и родственной ей кирбет-керакской культуры Сирии и Палестины следует связать с экспансией хурритских племен на территории распространения этих культур. Археологический материал позволил ученому датировать появление хурритов в Сирии периодом, следующим за 2400 г. до н.э., то есть началом XXIV века до н.э. Что касается даты появления хурритов в Закавказье, то Г.А.Меликишвили считает, что их проникновение в регион начинается со второй половины III тыс. до н.э., но особенно много археологических свидетельств, указывающих на пребывание хурритов в Закавказье, появляется появляется после XXIII века до н.э., когда прекращает свое существование куро-аракская культура. Б.А.Куфтин датировал триалетскую культуру, сложившуюся на части территории, где ранее бытовала куро-аракская культура, серединой II тыс. до н.э. Однако последующие раскопки позволили существенно уточнить эту датировку – зарождение триалетской культуры специалисты ныне относят к периоду, который непосредственно примыкает к времени завершения куро-аракской культуры. Множество археологических, исторических, мифологических и иных научных данных позволили Г.А.Меликишвили признать ареал распространения триалетской культуры северной периферией государства Митанни, а создателями этой культуры – хурритов. В.Л.Ростунов на основе детального анализа многочисленных археологических данных пришел к аналогичным выводам и связал отток части носителей куро-аракской культуры из Центрального Закавказья в центральные районы Северного Кавказа с миграцией в Закавказье хурритского племенного объединения Уллив (Уллибан), впоследствии входившего в племенную номенклатуру Наири-Урарту. Появление хурритов в Центральном Закавказье В.Л.Ростунов датирует концом XXIII – началом XXII веков до н.э., что совпадает с датировкой, предложенной Г.А.Меликишвили. Таким образом, с конца III тыс. до н.э. южные и центральные районы Закавказья можно считать входящими в границы распространения хурритских племен. Ныне сильные научные позиции завоевало мнение об этно-языковом родстве древних хуррито-урартов и современных вайнахов, и родство это особенно убедительно демонстрируется лингвистическими параллелями. Особенно поразительно то, что несмотря на 2,5 тысячи лет, разделяющие современный вайнахский и ставший мертвым в далекой древности урартский языки, между этими языками наблюдаются столь тесные связи, что чеченец или ингуш, наш современник, без особых затруднений понимает смысл множества урартских слов и даже целых фраз. Основываясь на археологических и лингвистических данных, а также на данных мифологии, антропологии, топономии и т.д., автор данной статьи еще в 1987 году в одной из публикаций предложил связать начальный этап этногенеза вайнахов именно с проникновением хурритов на Кавказ, имевшим место, как отмечалось выше, к концу III тыс. до н.э. Тогда же автором была высказана мысль о том, что хуррито-урарты и родственные им протовайнахи в историческом прошлом жили не изолированно друг от друга, а были связаны своеобразным этнолингвистическим «мостом», протянувшимся между центральными районами Северного Кавказа и Верхней Месопотамии. «Мост» этот состоял из некоторых древних этнических формирований, среди которых называлось и племя эров. Данная работа, переработанная для газетной публикации, служит детализации этого утверждения и выяснению роли эров в этногенетических процессах древнего и средневекового Кавказа. I. Заняв южные и частично центральные районы Закавказья, хурриты, как это можно надежно установить, не исчезли из этих мест и в последующие века. Жестокие войны, которые то и дело вспыхивали между Ассирией и Митанни, побудили ассирийского царя Ададнирари I (1307-1276 гг. до н.э.) совершить поход против слабеющей хурритской империи, и симптоматично, что в Южном Закавказье (Ходжалы) обнаружена надпись этого царя. Возможно, эта является косвенным свидетельством того, что ассирийцы сражались с хурритами на юге Закавказья. Более определенно можно утверждать, что с закавказскими хурритами, как составной частью «стран Наири», ассирийцы воевали при царях Тикульти-Нинурти I (1245-1209 гг. до н.э.) и Тиглатпаласаре I (1115-1077 гг. до н.э.). В XIII веке до н.э., после падения Митанни, происходит новая консолидация хурритских племен, называвшихся в ассирийских источниках «странами Уруатри (Урарту)». Г.А.Меликишвили считает, что этот новый союз сложился в районе верхнего течения р. Верхний Заб, в окрестностях древнейшего священного города урартийцев Ардини (ср. чеч. «аьрдане» - «священный»), откуда урартийцы распространились со временем к северу, до озера Ван, где их столицей стал город Тушпа (ср. чеч. «туш-пха» - «укрепленное поселение»). Из этого хурритского племенного союза к IX веку до н.э. возникает мощное государство Урарту. Город Ардини продолжал оставаться почитаемым религиозным центром и местом коронации урартийских царей. Примечательно, что в городе Ардини (другое название Муцацир, Мусасир) вплоть до гибели этого города, в храме Халди хранились два священных котла, олицетворяющих собой, по всей видимости, единство двух близкородственных этнографических групп (халдов-урартийцев и собственно хурритов), консолидировавшихся впоследствии в единое государство. Подобный же котел, судя по историческим и этнографическим данным, хранился и в древнейшем общевайнахском сакральном центре Нашхе, в боевой башне замка Моцарх. Как гласит предание, эта общенациональная вайнахская реликвия была уничтожена по приказу имама Шамиля руками двоих наибов-чеченцев в 1845 (или 1846) году. В конце IX – первой половине VIII вв. до н.э. Урарту достигает наивысшего могущества и становится на путь широких завоеваний. Уже при царе Менуа (810-760 гг. до н.э.) часть территорий на правом (северном) берегу Аракса превращается в урартский плацдарм для дальнейших походов. При его сыне Аргишти (781-760 гг. до н.э.) в состав Урарту входит вся Араратская долина, и здесь основываются города-крепости Эребуни и Аргиштихинили. В 1950 году на южной окраине Еревана, на холме Арин-берд, была обнаружена урартская надпись следующего содержания: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил ее имя Эребуни для могущества страны Биайни…». Исходя из этого сообщения, ученые-кавказоведы локализуют крепость Эребуни на месте Еревана и считают, что название древней урартийской крепости сохранилось в названии современной армянской столицы. При приемниках Аргишти Сардури II (760-730 гг.) и Русе I (730-714 гг.) в состав Урарту входят районы Чалдырского озера, верховьев Куры, Севанского озера и окрестности современного Гумри (бывший Ленинакан). Интересно, что в районе Гюмри, восточнее Севанского озера и на правом берегу Аракса урартские письменные источники фиксируют, соответственно, следующие завоеванные ими «страны»: Эриахи, Эриа, Эриелтуа и Эрикуахи. Легко заметить, что во всех этих названиях проступает основа «эри». Как считает Г.А.Меликишвили, эта основа является племенным названием. Примечательно, что и крепость Эребуни, построенная урартийцами восточнее Севана, на землях названных племенных объединений, сохраняет в своем названии ту же основу – эри. Видный армянский ученый-лингвист Г.Капанцян отмечает, что армянский термин «ван» в значении «село», «город» происходит от урартского «бан», «биани» с аналогичным значением. В таком случае и Эребуни, и Ереван, как названия одного и того же населенного пункта, обозначают буквально «город (поселение) эров». И такая этимология вполне согласуется с географическим положением Эребуни-Еревана на землях эров. После крушения Урарту (ок. 590 г. до н.э.) и заселения его территории армянскими племенами, эры, судя по доступным нам древним письменным источникам, уже не упоминаются в тех районах, где их присутствие фиксировалось урартийскими источниками. Возможно, эры были оттеснены на север пришедшим в эти места новым населением. Однако в традиционных районах обитания эров, включенных в границы образовавшегося Армянского царства, сохранился ряд названий, связь которых с этнонимом «эри» едва ли можно исключать. Например, река Аракс в древности и средние века носило название Ерасх(и). Возможно, окончание «хи» в этом названии является хорошо известным в урартском языке суффиксом принадлежности. Но более вероятно, что это окончание в данном случае ничто иное как хуррито-нахское слово «река», «вода». Приведем для сравнения такие древние хуррито-нахские гидронимы как Аранца-хи (хурритское название реки Тигр; буквально «равнинная река»), Чоро-хи (современная Чорох, «внутренняя река»), Ломе-хи (древнее название Терека, «горная река»), Лиахви (в устах осетин название этой реки звучит как Леуа-хи, «ледниковая река», «снежная река») и т.д. В этот же ряд укладывается и гидроним Ерас-хи – «река эров». По течению Аракса (Ерас-хи) в эпоху Армянского царства располагался гаворк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасхадзор (дзор – «ущелье» по-армянски) и там же известна «вершина Ерасхадзора». Любопытно, что вблизи от этой вершины находилась община Нахчра-дзор, то есть буквально «община ущелья Нахчра». Не исключено, что название «нахчра» каким-то образом связано с самоназванием чеченцев – нахче (нахчи, нохчи).

Ответов - 3

Лиана: stigal50 ты в своем репертуаре))))) может и Нахчиван ваша земля?))) Нах ( приставка , означающая Нахапет ( прародитель) т.е. Ной ) а вы Нохчи, потомки Нойя, как и все земляне)

Лиана: Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д.... Государство Урарту, оно же Арарат - столица Ван или Биайна, - с точки зрения сторонников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья - Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается - «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса. Название «Урарту» - ассирийское, в переводе с армянского - Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы - «Армина», хетты - «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют - хайами. На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов. В пределах ХХХ-ХХВ тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три... (перейдем сразу к третьeму) 3) Синокавказский - в пределах Армянского Нагорья и Анатолии - Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский). Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IХ - VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа. Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской - в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской - на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов). В слове «нохчо» тоже есть корень «нох Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром. Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней - «вай» и «нах». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово - «нахча»? Есть несколько толкований этого слова: 1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется - Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах). 2) В «Армянской географии» вайнахские племена упоминаются в ВИИ в. под названием -нахчаматеанк, нахчаматсанк. Это слово лингвисты переводят на чеченский язык, который означает - говорящие на языке нохчий. На наш взгляд, эти толкования не совсем верны. И вот почему. «Нах» по чеченски означает «народ». «Нах» по армянски - «начало, сперва», «нахни» - предок, праотец. Стало быть, в слове «Нахчаван» корень «нах» является не синонимом Ноя, а означает «первый человек, праотец», который на этом месте поселился. Таким образом, город Нахчаван означает город праотца, первого предка.... В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема." "...Название "Урарту" ассирийское ,оно связано с ассирийской клинописю,ассирийским миром,а в самой так называемой "урартской " клинописи не встречается.Более того,оно не являетса единственним термином для обозначения занимаемойим части территории Армянского нагоря у ассирийцев.В 8 в. до н.е.,когда хеттское государство пало,исчезают и хеттские сведения о Хаясе и соответсвенно указанная форма названия страны.С конца 2 тыс. до н.е. в ассирийских источниках появляется термин "Наири" как обшее название обширной территории,лежaшей к северу от Ассирии,вокруг озера Ван и Капутан(Урмия).Ряд исследователей подчеркивают близость названия Наири к семмитским словам, обозначающим понятие “река”, предпологая, что “Наири” означало у ассирийцев “страну рек”. Действительно, на указанной территории берут начало реки Тигр, Евфрат, Аракс, Кура.... По мере знакомства с этой страной, ассирийцы термин “Наири” зaменяют его синонимом-“Урарту”, который появляется из местного географического названия Арарат, более точно отражающего местоположение страны, чем старое неопределенное Наири-“страна рек”... О том ,что древнеперсидский термин Армина(Армения) идентичен ассирийскому "Урарту",доказывает Накширустемская и Бехистунская надписи Дария:в вавилонском тексте страна названа"Урашту",в персидском-"Армина".Ассирийцы называли ее "Урарту"("Арарту"),персы-"Арминия",хетты-"Хаяса"..."

stigal50: Лиана,как всегда ты права все что начинается с букв АР это армянское, а что начинается с буквы РУС (царь Урарту)то все руское. Остальных просим не шевелиться




полная версия страницы