Форум » Политика на Кавказе, в России, на Ближнем Востоке и в мире » Хамзат Умхаев: Границу определят без эмоций » Ответить

Хамзат Умхаев: Границу определят без эмоций

Хромая волчица: В начале августа в Грозном состоялось первое заседание государственной Комиссии по уточнению и согласованию административной границы между Чечней и Ингушетией. Эта же тема обсуждалась два дня спустя в Магасе на заседании, проведенном Юнус-Беком Евкуровым с президиумом правительства РИ и Комиссией по определению границы с ЧР. Как сообщил в тот же день спикер Парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов, работа чеченской Комиссии ориентирована на документальные архивные материалы. Он также заявил, что в юриспруденции нет понятия «устоявшиеся границы», и предостерег общественность от публичных комментариев по размежеванию ЧР и РИ. Как подчеркнул Абдурахманов, свою точку зрения по болезненной для обоих народов проблеме в СМИ должны высказывать только члены Комиссий. Член чеченской Комиссии по согласованию административной границы между ЧР и РИ, бывший первый заместитель министр ЧР по национальной политике и информации, ныне – помощник Уполномоченного по правам человека в ЧР Хамзат Умхаев отвечает на вопросы журналиста по ключевым аспектам проблемы демаркации административной межи, затянувшейся на двадцать лет. -В начале беседы я хотела бы обратить ваше внимание на заголовок новостного материала на сайте «www.galga.ru»: «Евкуров не собирается отдавать ингушские земли». Это утверждение отражает общие настроения наших соседей. Кроме того, судя по изобилующим ненормативной лексикой комментариям пользователей на ингушских сайтах, наши братья-вайнахи уверовали в то, что оспариваемые территории принадлежат РИ. Обращает на себя внимание и то, что этим высказываниям характерна безапелляционность и отсутствие аргументации. То есть на «той» стороне не опровергают информацию о захвате ингушскими госхозами чеченских земель, не обосновывают свои заявления о, якобы, принадлежности Сунженского и Малгобекского районов Республике Ингушетия. «Наши земли» – и точка. Если же аргументы выдвигаются, то, мягко говоря, сомнительные. Например, о передаче Чечено-Ингушетии после возвращения из депортации трех районов Ставрополья. Как считают ингуши, они вошли в состав ЧИАССР «в обмен на Пригородныйрайон». Хотелось бы узнать ваше мнение по этому поводу. - Как известно, Наурский и Шелковской районы, были включены в состав Чечено-Ингушетии в 1957 году из упраздненной Грозненской области, а не из Ставропольского края. До вхождения в ЧИАССР и своего укрупнения в 1963 году Шелковской район состоял из двух районов: собственно Шелковского и Каргалинского. Все эти районы были присоединены к Чечено-Ингушетии не в качестве какой-то компенсации за отторгнутый от республики Пригородный район, как пишут об этом ингушские авторы, а в связи с коренным изменением государственной политики в области административно-территориальной организации национальных окраин. Так называемая политика «коренизации» республик была сменена на политику «интернационализации» и формирования единой общности людей – советского народа. Для «разбавления» не совсем «благонадежных», на взгляд союзного центра, титульных народов северокавказских республик было принято решение о присоединении к ним отдельных русскоязычных (казачьих) районов соседних регионов. Так, наряду с Чечено-Ингушетией, три района из бывшей Грозненской области – Караногайский, Кизлярский, Крайнавский (вся затеречная территория современной Республики Дагестан) – были включены в состав Дагестанской АССР. А Ачикулакский и Каясулинский районы вошли в состав Ставропольского края. Таким образом, бывший Кизлярский казачий округ был расчленен между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем. До этого из состава Ставропольского края к Северной Осетии был присоединен Моздокский район, к Кабардино-Балкарии – Прохладненский район, к Карачаево-Черкессии – полоса казачьих земель бывшего Баталпашинского района и т.д. В результате всех этих трансформаций доля так называемой государствообразующей русскоязычной части населения северокавказских республик по отношению к титульным народам в процентном соотношении значительно увеличилась. Возникает естественный вопрос, в качестве какой компенсации вышеназванные казачьи районы были присоединены к Дагестану, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и т. д.? Ни в одном документе о вхождении Наурского, Шелковского и Каргалинского районов в Чечено-Ингушетию нет даже намека, что это сделано в качестве компенсации за отторгнутый Пригородный район. О какой компенсации может идти речь, если ингуши из Пригородного района могли селиться и селились в местах своего прежнего проживания так же, как и остальные чеченцы и ингуши на территории Чечено-Ингушетии (кроме отдельных горных районов). Несомненно, различные препятствия возвращающимся из ссылки в Пригородный район ингушам чинились, но они чинились и на территории Чечено-Ингушской АССР, и не только ингушам, но и чеченцам. Разница была лишь в том, что Пригородный район теперь относился к Северной Осетии, а не Чечено-Ингушетии. А так, все жили в одном государстве – Советском Союзе. Об этом свидетельствует и статистика: к моменту «зачистки», проведенной в Пригородном районе в 1992 году, там проживало свыше 60 тысяч ингушского населения, он в определенной степени и так фактически являлся ингушским. Так что никакого «обмена» и «компенсации» за Пригородный район не было. Басни о затеречных районах бывшей ЧИАССР, а теперь ЧР, придуманы самими ингушами, чтобы хоть как-то обосновать свои претензии на земли бывшего Сунженского округа, присоединенного к Чеченской АО в 1929 году. - А как насчет ссылки ингушской стороны по поводу того, что Джохар Дудаев якобы подарил Сунженский и Малгобекский районы РИ? - Это неправда. Никаких «подарков» Дудаев ингушам не делал. Наоборот, он восстановил упраздненный в советские времена Галанчожский район и, тем самым, установил пограничную черту между Чечней и Ингушетией, существовавшую на момент их объединения в 1934 году в горной части. Более того, Дудаев и Президент Республики Ингушетия Аушев 29 марта 1994 года подписали «Соглашение о пересмотре государственной границы между Чеченской Республикой – Ичкерия и Республикой Ингушетия». Первый пункт данного соглашения буквально гласил следующее: «Образовать государственные комиссии Сторон по пересмотру границы между Чеченской Республикой – Ичкерия и Республикой Ингушетия, взяв за основу переговоров границу 1934 года, существовавшую на момент объединения Чеченской автономной области и Ингушской автономной области в единую Чечено-Ингушскую автономную область…» Таким образом, в результате целого года очень тяжелой и многотрудной работы общественности, различных органов власти, а также соответствующих республиканских комиссий Чечни и Ингушетии, была достигнута договоренность по основополагающему вопросу – о необходимости брать за основу переговоров границу, которая существовала на момент объединения двух братских республик в 1934 году. - На «той» стороне утверждается и о передаче спорных земель Ингушетии Ахматом-хаджи Кадыровым в 200З-м … - Как мы помним, 23 марта 2003 года был проведен всенародный референдум по принятию Конституции Чеченской Республики. А до этого Народное Собрание РИ обратилось к Президенту РФ В. Путину с претензиями в связи с включением в проект Основного 3акона ЧР Сунженского района. 10 марта 2003, то есть за две недели до референдума, в Магасе состоялась встреча Главы администрации ЧР Ахмат-Хаджи Кадырова и Президента РИ Мурата 3язикова. Ингушская сторона настойчиво добивалась исключения названия Сунженского района из перечня административных районов, указанных в пункте 5 статьи 59 проекта Конституции ЧР. Ахмат-Хаджи категорически не согласился с такой постановкой вопроса. Между руководством двух республик была достигнута устная договоренность сохранить статус-кво имеющихся временных границ до принятия Конституции и проведения выборов Президента и Парламента ЧР. В соответствии с этой договоренностью, населенные пункты Сунженского района с большинством ингушского населения оставались за Республикой Ингушетия, а населенные пункты с большинством чеченского населения – за Чеченской Республикой. По инициативе федерального центра вопрос официальной демаркации административной границы был вновь отложен. Другими словами, никакого соглашения между Кадыровым и 3язиковым, закрепляющего территорию Сунженского и части Малгобекского районов за Республикой Ингушетия, как бы этого не хотелось некоторым ингушским чиновникам, не было, и быть не могло. Одно то, что Ахмат-Хаджи, несмотря на сильное давление со стороны федерального центра, не исключил из проекта Конституции упоминание о Сунженском районе, говорит о его стратегическом мышлении. -А орстхойский фактор, к которому апеллируют ингуши? Хотелось бы услушать развернутый ответ… - Да, действительно, большая часть территории Сунженского района до Кавказской войны была заселена орстхойцами. Орстхойцы являются одним из тукхумов (фратрий) чеченского народа. Они наравне со всеми чеченцами мужественно сражались за свою свободу и независимость с царскими войсками. Значительная часть из них по окончании Кавказской войны, по идеологическим соображениям, выселилось в Турцию. Оставшаяся часть, чтобы освободить их земли для казачества, была расселена среди чеченцев и ингушей царской администрацией. Территория проживания орстхойцев называлась Малой Чечней и входила отдельным наибством в состав Имамата Шамиля. Как известно, орстхойцы одними из первых среди вайнахских обществ приняли ислам, что определенным образом разделило их (как и всех чеченцев) с ингушами, бывших тогда еще, в основном, язычниками. Принятие ислама и совместная национально-освободительная борьба укрепила связи орстхойцев с чеченцами, они практически стали частью чеченского народа. Пользуясь тем, что некоторую часть представителей орстхой, оказавшуюся в пределах ингушских территориально-административных образований, волюнтаристским образом записали ингушами, отдельные ингушские авторы делают необоснованные заявления о принадлежности этого общества к ингушскому народу. Если в бытность единой Чечено-Ингушетии этот вопрос практически никем в такой плоскости не ставился, то с образованием отдельной Ингушской Республики (в связи с необходимостью определения границы между республиками) этот вопрос встал особенно остро. Таким образом, как мы видим, вопрос о принадлежности тех или иных вайнахских обществ к современным чеченскому или ингушскому народу, кто бы что не говорил, становится вопросом границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия. Даже если ставить вопрос в таком ключе, то и тогда ингуши не могут претендовать на территорию бывшего Сунженского округа, так как орстхоевцы в большом количестве живут практически во всех районах Чеченской Республики и считают себя частью чеченского народа. Это галайцы, ялхаройцы, мержойцы, цечойцы и другие представители орстхойского тукхума чеченского народа. Как всем известно, руководителем Чеченской Республики – Ичкерия был орстхоевец Джохар Дудаев. Он был родом из орстхойского тайпа ялхарой. Неужели кто-то думает, что лидером Чечни в тот период мог быть кто-либо не из чеченцев? Вместе с тем, вопрос о том, представители каких вайнахских обществ относятся к современному чеченскому народу, а какие – к ингушскому, не совсем корректен, так как на самом деле, по существу, мы имеем дело с одним расчлененным на две части народом. Идентификация своей личности с чеченским или ингушским народом – это, так сказать, неотъемлемое право каждого представителя вайнахского народа, и он может воспользоваться им по своему собственному разумению. И никто не вправе упрекнуть его за это. Поэтому представитель любого вайнахского общества, который относит себя к чеченскому народу, является чеченцем (нахчо, нохчо), а тот, кто относит себя к ингушскому народу, – ингушом (г1алг1а). В свою очередь, оба эти народа объединяет их единое вайнахское происхождение. - Что вы скажете об ингушских претензиях на Галанчожский район? -Что за глупости? Если верить некоторым ингушским ученым, то ингуши являются прародителями всех основных народов не только Кавказа, но и Передней Азии. Таким образом, они претендуют не только на какой-то совсем маленький по размерам Галанчожский район, но и на несравнимо большие по размерам территории. А если серьезно, то Галанчожский район является колыбелью чеченского народа. Именно отсюда, из легендарного Нашха, вышли основные чеченские тайпы. Сам этноним «нахчий» происходит от слова Нашха, Нахша. В Галанчожском районе проживали такие чеченские тайпы, как галай, нашхой, аьккхий, пешхой, ялхарой, мержой, ц1ечой, т1ерлой, маьлхий, м1айстой, хилдехьарой, кей, г1ой и ряд других. После возвращения чеченцев из депортации один из самых густонаселенных и развитых в сельскохозяйственном отношении в Чечне районов – Галанчожский – опустел. Советской властью, как огня боявшейя своего народа, был введен запрет на поселение в горной местности. Сам Галанчожский район был ликвидирован, а жители расселены в ближайших предгорных селах. В 1992 году Галанчожский район был восстановлен. После двух военных кампаний дорога на Галанчож со стороны Чечни полностью разрушена. В настоящее время доступ на транспорте туда возможен только со стороны Ингушетии. Этим и пользуются наши соседи, вырубая буковый лес Галанчожа, используя богатейшие природные ресурсы данного района. - А в районе Горагорска, Серноводска и станицы Ассиновской ингушские госхозы «двигают» межу вглубь ЧР, захватывая сотни и тысячи гектаров, как недавно сообщила пресс-служба Главы и Правительства ЧР… - Это процесс, начавшись в 1990-е годы, продолжается до сих пор. Дело в том, что минувшие двадцать лет стали для нашего народа периодом тяжелых испытаний. Нам было не до территориальных споров, мы десятилетиями находились между жизнью и смертью. А ингуши этим пользовались, исподволь расширяя свою территорию. Теперь же настало время установить границу, взяв за основу границу 1934 года. И уж затем вместе решать, «двигать ее в какую-либо сторону или нет. Зарихан Зубайраева

Ответов - 2 новых

Хромая волчица: ГIалгIа | 15.09.2012/03:9 Вот читаю я эти споры между Кадыровым и Евкуровым, между чеченцами и ингушами и начал думать. Что хорошего получили ингуши от наших братьев-чеченцев: 1. Ингуши не выдали (не продали, не отдали, не предали) чеченского абрека Зелимхана в начале 20 века и сожгли четыре ингушских аула вместе с жителями, а чеченцы его сами предали и сдали. 2. Не одна нация не будет воевать и умирать за чужую землю. Господа чеченцы – откройте книги разных авторов (А. Деникин “Очерки русской смуты”) и прочтите, что за Сунженский район, так называемый Сунженский Казачий округ воевали с казаками не чеченцы, а именно ингуши. Ингуши сотню лет с казаками воевали за Сунженский район, а чеченцы претендуют на эту территорию только потому, что им его дали на 5 лет (с 1929-1934 гг.). Ингуши воевали за эти территории, так как они были ингушские. Что же тогда чеченцы за эти территории не воевали не с Деникиным, ни с казаками. Вообще, при Д. Дудаеве также некоторые чеченские шавки (вроде умхаева, абдурахманова, нухажиева и т.п.) тоже подняли голову, что это наш район, наша территория. Тогда ингуши сказали, если это ваш район, ваши территории как вы говорите – тогда покажите нам хоть одно ваше кладбище и эти шавки заткнулись. 3. М. Гайрбеков (чеченец по национальности) отдал (подписался по передаче осетии) наш Пригородный район и взамен за наш Пригородный район получила 3 района (Надтеречный, Наурский и Шелковской районы). Благодаря этим трем районам Чеченская республика увеличила свою территорию на 40%. Ингуши не подписывались по отдаче исконно чеченской территории другим народам, как и не подписались по отдачи своего Пригородного района. 4. Моя бабушка была орстхоевка (ингушка, как она всегда это подчеркивала с Галанчожского района, который достался кстати чеченцам, а не ингушам) и она рассказывала, как, когда она была маленькая, старшие говорили, что чеченцы пришли и попросили ингушских старейшин дать им поселиться у с. Пседах Малгобекского района, так как тут белая глина и мы бы тут посуду производили. Ингушские старейшины разрешили и с территории Чечни переехало 6 семей. После из-за кровной мести потихоньку с территории Чечни начали приезжать и поселяться еще чеченцы. А теперь из-за этого села, где живут чеченцы, а вокруг на могие километры со всех сторон живут ингуши, чеченцы претендуют на Малгобекский район Республики Ингушетия. 5. В 1992 г. во время и после осетино-ингушского конфликта чеченцы не запустили ингушей в пустующие курорты с. Серноводская, с. Самашки и т.д. Мало того, ингуши никогда не забудут делегацию чеченцев во главе с Сосланбековым в северную осетию (накануне осетино-ингушского конфликта 1992 г.) и подаренный ими ковер осетинам и его слова: “Ни одна осетинская мать не будет плакать от чеченской пули”. Также, напомню, что только ингуши открыли границу с Чеченской республикой и сотни тысяч чеченцев получили кров в Ингушетии, как во время первой чеченской компании (1994 г.), так и во время второй (1999 г.). Тысячи ингушей погибли вывозя беженцев, раненых людей из Чечни в Ингушетию, и завозя в Чечню продукты питания. Живым щитом ингуши стали на бакинской трассе не пропуская российские танки несколько ингушей были убиты и ранены. Не одна республика Северного Кавказа, ни один сосед Чечни не открыл вам границу и не впустил чеченцев в свои регионы (что-то быстро это чеченцы забыли). 6. Орстхоевские земли лежат от г. Карабулак до г. Грозный, т.е. включая г. Урус-Мартан. Давайте делить по-братски – братья чеченцы, а то получается поделили орстхоевские земли мы: 95% – у чеченцев и 5% – у ингушей. Хотя где-то 50% орстхоевцев на территории Чечни осталось, считающие себя чеченцами, а 50% орстхоевцев осталось на территории Ингушетии, считающие себя ингушами. Что-то не по-братски мы территорию поделили. Ингушам нужно отдать территории Галанчожского и Ачхой-Мартановского районов вплоть до сел Хамберзи или Валерик. P.S. Ингушам, а не чеченцам по праву принадлежат территории (Наурский, Надтеречный и Шелковской районы, а также Галанчожский и Ачхой-Мартановский районы). Вспоминается анекдот: г. Грозный, 1995 год. Самолеты бомбят г. Грозный, а на улице стоит чеченец и ингуш. Чеченец спрашивает, это откуда взлетают эти самолеты, которые бомбят нас. Ингуш отвечает, это с осетии они взлетают с того самого ковра, который подарил ваш сосланбеков и бомбят ваши земли. Хотелось бы, сразу же заметить, что я хорошо отношусь к настоящим чеченцам и чеченскому народу в целом, так как мы действительно вайнахи и братья по крови. Нет во всем мире ближе к ингушам народа, чем чеченцы, или чеченцам ближе народа, чем ингуши. Только братья чеченцы не забывайте это, когда вам хорошо, и не вспоминайте это, когда вам плохо. Ассаламу Алейкум. Мира всем. Модер не удаляй мое сообщение. http://kavpolit.com/granicu-opredelyat-bez-emocij/

Ламро: Докх хьум дукх аз..На каждом углу братья-ингушевцы копипастят эту щнягу как Зелимхана они спасли а чеченцы сдали царская администрация под предлогом борьбы с Зелимханом тероризировала вайнахов и если выслали в Сибирь сотню ингушей то чеченцев высылали тысячами Кстате высланых ингушей через два года вернули по просьбе ингушских "дворян" и офицеров.....а чеченцев нет ВЛАДИКАВКАЗ, 24,ХI. Вчера по вопросу о борьбе с грабежами открылись совещания начальников участков Ингушского округа, старшин и почтенных стариков ингушских селений. (" Русское слово"08 декабря (25 ноября) 1909 года) ВЛАДИКАВКАЗ, 5,Х. Плоскостные ингуши назранского округа приняли ряд постановлений относительно Зелим-хана. Важнейшие из этих постановлений следующие: За счет ингушей учредить особый отряд. За поимку Зелим-хана живьем назначить еще 5 тысяч (итого 13 тысяч). За убийство Зелим-хана - 2500 р. У виновных в укрывательстве Зелим-хана конфисковать имущество и высылать их из пределов ингушских земель. Привести всех жителей к присяге в том, что они не будут помогать Зелим-хану. (" Русское слово"19 (06) октября 1910 года) 19.10.1910 "5,Х. Плоскостные ингуши назранского округа приняли ряд постановлений относительно Зелим-хана. Важнейшие из этих постановлений следующие: За счет ингушей учредить особый отряд. За поимку Зелим-хана живьем назначить еще 5 тысяч (итого 13 тысяч). За убийство Зелим-хана - 2500 р. У виновных в укрывательстве Зелим-хана конфисковать имущество и высылать их из пределов ингушских земель. Привести всех жителей к присяге в том, что они не будут помогать Зелим-хану". 05.03.1911 Съезд представителей ингушского населения ассигновал из народных средств, по распоряжению администрации, награду за поимку Зелим-хана живым 5000 руб., а за убийство его – 2500 руб., в дополнение к суммам, собранным чеченцами. ВЛАДИКАВКАЗ, 24,II. Съезд представителей ингушского населения, в целях поимки Зелим-хана и борьбе с грабежами, возбудил ходатайство о формировании ингушской сотни. Расходы на ее содержание, в сумме 31 000 руб. в год, население принимает на свой счет. ( " Русское слово"10 марта (25 февраля) 1911 года) ВЛАДИКАВКАЗ, 27, XII. Предназначенный к высылке из пределов Треской области влиятельный ингушский шейх Баталхаджи формирует своих мюридов в особый отряд для поимки Зелим-хана. (" Русское слово", 10 января (28 декабря) 1912 года) ======= Зелимхана сдал чеченец Муса Борщиков Муса Борщиков - эгlшбатой(агишбатой),они сами говорят что пришли в Ведено из Цlеси...но умалчивают что они по происхождению ингуши Вот рецензия профессора И.М.Сампиева на труды Анчабадзе "Вайнахи (чеченцы и ингуши). - Тбилиси: Издательство "Кавказский дом", 2001. - 328 с .."Достаточно сказать, что первопоселенцами равнин Чечни был тейп агишбатой - выходцы из ингушского аула Эги - кхал В фамильно-родовом предании эхишбатойцев говорится, например, что предок их по имени Эхиш и его брат Галгай (эпоним самоназвания ингушей) были сыновьями легендарного Мааша, жившего в Нашахе. Возмужав, братья расселились в разные стороны: Эхиш поселился в междуречье Гудермеса и Xулхулау, а Галгай ушел в направлении рек Ассы и Фортанги. Об обитании предков ингушей (галгаев) первоначально где-то в районе Аргуна говорится и в предании, сообщаемом Ч. Ахриевым. Галгаевцы, по словам этого автора, вышли из ущелья Гаши Барасг в Аргунском округе. Родоначальником их был некий Га, у которого было два сына: Галгай и Габертэ (эпоним кабардинцев). На миграцию также указывают повторы в топонимии и подавляющее большинство сказаний, связанных с основанием горных ингушских селений. // Р. С. Липец "Этническая история и фольклор". Москва: Наука, 1977. С. 170



полная версия страницы