Форум » Политика на Кавказе, в России, на Ближнем Востоке и в мире » История » Ответить

История

Nz: Городские реформы Петра Великого - от бурмистерских палат до магистратов Реформа управления русских городов была затеяна Петром Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России[1]. Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод. 12 Земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, посадским населением которой ведали Московские бурмистры, и Сибири, в городах которой в соответствии с именным указом от 29 октября 1699 года власть оставалась в руках воевод[2]. Состав земских изб, равно как и Московской бурмистерской палаты был выборным, так что можно говорить, что данная реформа в какой-то степени была реформой местного самоуправления. Московские бурмистры играли двойную роль – с одной стороны, ведали московским посадом, с другой – являлись центральным государственным органом по управлению городами. Бурмистры выбирались ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод «добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят»[3]. Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей: ..смотреть и беречь накрепко, которые купецкие и торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи на Москве в слободах и у беломестцов, а податей и с торгов и с промыслов своих пошлин не платят: и тех им, бурмистрам, податьми обложить вновь, и с торгов и с промыслов их имать пошлину по Торговому уставу, чтоб посадские и всякие торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи в слободах у беломестцов, без податей не были, и безпошлинно не торговали и не промышляли, также бы и беломестцы безпошлинно не торговали и не промышляли; а принимать вышепомянутые московские и из иных городов всякие окладные доходы и сборы тем выбранным бурмистрам, и из тех доходов в расход давать по Его, Великаго государя указу; а которые денежные и иные доходы у них, бурмистров, за расходы у году станут оставаться, и им, бурмистрам, те остаточные доходы отдавать в Приказ Большия Казны.[4] Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный и беспристрастный суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: “челобитчиковым”, т. е. по частным искам, “расправным”, по которым привлекало к ответу государство и “купецким”, так называемым коммерческим процессам.

Ответов - 86, стр: 1 2 3 4 5 All

вив: В пустыне Сахара нашли исчезнувшую армию Несметное число костей, драгоценности и оружие, обнаруженные итальянскими археологами в египетской пустыне могут быть остатками армии Камбиза Второго, сына Кира Великого. По истории, 2500 лет назад эта мощная 50-тысячная армия бесследно исчезла. Остатки могучей армии персов загрязли в песках западно-египетской пустыни. Сенсационная находка позволит разрешить одну из самых выдающихся тайн археологии, заявляют ученые. Бронзовое оружие, серебряный браслет, серьги и сотни человеческих костей найдены в громадной Сахаре, где никогда не ступает нога человека. Событие породили надежды на то, что потерянная 50000 армия персидского царя Камбиза II, которую в одночасье похоронила катастрофическая песчаная буря в 525 г. до н.э., наконец-то найдена. «Мы нашли первое археологическое свидетельство той истории, которую сообщал греческий историк Геродот (484-425 до н.э.)», — рассказал Discovery News Дарио Дель Буфало, ученый из Университета Лечче. Согласно «отцу истории», Камбиз, сын Кира Великого, послал 50000 солдат из Фив, чтобы напасть на Оазис Сива и уничтожить оракул в храме Амона. Согласно легенде предсказал смерть Камбиза. Чтобы преодолеть пустыню, персидской армии понадобилась неделя. В результате армия добралась до «Оазиса», которым, по мнению историков, является нынешняя Эль-Кхарга. Однако, после своего ухода, о них больше ничего не слышали. «С юга пришел смертоносный ветер, неся с собой гигантские «колонны» песка, полностью уничтожившие многочисленное войско персов», писал Геродот. Два ведущих итальянских археолога утверждают, что нашли яркое свидетельство того, что персидскую армию действительно поглотила песчаная буря. Новое открытие является результатом 13-летних исследований и пяти экспедиций в крупнейшую пустыню мира. «Все началось в 1996 году, во время экспедиции, целью которой было изучение присутствия железных метеоритов вблизи Бахрина, маленького оазиса неподалеку от Сивы», — рассказал ученый Альфредо Кастильони. Во время исследовательских работ в этих местах, ученые заметили, наполовину занесенный песком горшок и человеческие останки. Рядом возвышалась скала в длину 35 метров длиной и 1,8 метра в высоту. Это была единственная скала на большой площади. «Ее размеры и форма создавали идеальное убежище при песчаной буре», — отметил Кастильони. При помощи металлодетекторов египетский геолог Али Баракат из Каирского университета нашел реликвии древней войны: бронзовый нож и несколько наконечников стрел. За первой находкой пошли и другие.Так перед учеными предстала часть некогда мощной персидской армии. Дальнейшие исследования пустыни позволят окончательно перевернуть загадочную страницу истории древнего мира. К сведению, в 530 году до н.э. после гибели легендарного Кира в 530 г. царем Персидской державы стал его старший сын Камбиз II. Вскоре после восшествия на престол он начал готовиться к нападению на Египет. После долгой военной и дипломатической подготовки, в результате которой Египет оказался в полной изоляции, Камбиз выступил в успешный поход. К концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Однако пока Камбиз в течение трех лет находился в Египте, на его родине начались волнения. В марте 522 г., будучи в Мемфисе, он получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял восстание в Персии и стал царем. Камбиз направился в Персию, но умер в пути при загадочных обстоятельствах, так и не успев вернуть себе власть

Nz: Блокада. Тайны НКВД Битва за Ленинград шла не только на линии фронта. Был еще один, невидимый для многих фронт. Немецкие и советские спецслужбы почти три года вели свою, тайную войну за Ленинград. О героях этой войны молчали историки, их имена хранили архивы госбезопасности. Но приходит время открывать тайны. Новый документальный фильм Пятого канала - неизвестные материалы о тайных операциях в период ленинградской Блокады, первый объективный рассказ о вкладе спецслужб в победу города. Остановив войска у стен Ленинграда, германское командование сделало ставку на спецслужбы. Они должны были не только снабжать войска разведданными, но и довершить начатое вермахтом – принудить ленинградцев сдать город. Задача казалась не слишком сложной. Ленинград был на грани взрыва – страшный голод, панические настроения, недовольство коммунистической властью, масштабные хищения продуктов. Однако органам госбезопасности удалось не только удержать порядок в городе, но и наносить болезненные удары за пределами блокадного кольца. Советские диверсанты и партизаны развернули настоящую войну в тылу врага. В почти трехлетнем противостоянии победа осталась за ленинградскими бойцами невидимого фронта. Фильм создан в сотрудничестве с Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Использованы уникальные ранее засекреченные документы и материалы из Архива Управления. Особый интерес представляют донесения германской разведки о положении в Ленинграде и планах немецкого командования. В фильме использованы интервью ведущих петербургских историков и экспертов ФСБ, а также ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда. Ведущий – известный музыкант Сергей Шнуров.

Fred: Про Сталина За что можно уважать И. В. Сталина? Предлагаю следующую вводную: Вы пришли к власти. Ваша страна лишена крупного промышленного производства. Вы послали к бениной маме все долги предыдущего режима (вы или ваши предшественники). У вас куча полезных ископаемых. Тех, кто на них делал бабло, вы тоже послали к бениной маме. Значит будет война. На ваших границах постоянно идут провокации всякой мелкой чушни и прочих прибалтов и узкоглазых. Сколько у вас лет вы не знаете. По прикидкам против вас будет самая индустриальная держава на континенте, ну или второй номер и весьма вероятно флот номер один в мире. Кстати, то что у вас называется флотом, способно вызвать только смех у адмиралов противника. Ну и в центре страны каждые 10-15 лет засухи и страшный голод. Последний раз буквально 5-6 лет назад. Ага. Скоро будет еще один. Армия? Армия вооружена устаревшим оружием. Танки? Ну скорее кружок умелые руки. Самолеты? Вы не можете пока произвести ни один авиамотор. Есть пара хороших артсистем. Всего пара. В армии часть военных недовольна своим местом и хотят вверх. Скорее всего зреет заговор. Спецслужба наводнена непонятно кем. У части вашего правительства родственнички за границей состоят в непонятных организациях, которые некоторый называют сатанистами, а другие масонами. Часть правительства психи, часть садисты, а часть извращенцы. Кредитов и новых технологий не будет (я уже говорил?), население в массе своей малограмотно, либо безграмотно вовсе. Процветает нэп и спекуляция. Госсектор вызывает чуть меньший смех, чем флот. Ну и по мелочи: дорог нет, парк паровозов стар, лампочек и тех нет. Понятное дело, что начали строить пару электростанций но все идет ни шатко ни валко. На окраинах басмачи режут учителей. Ах да...Там преданный вояка с усами. Который не предаст. А скоро война. А нефти гонят совсем ничего. Впрочем и моторов нет. Как и автомобилей. Но скоро война. С одной или с двумя странами при поддержке парочки мировых держав. Побежденная оппозиция постоянно пакостит. Ну и всякие милые мелочи насчет постоянной угрозы холеры, засухи и прочего... Ваши действия? Да невозможно было попасть в Берлин при таких вводных. Просто невозможно. Но вошли и написали свои имена на стенах поверженного Рейхстага...


Nz: О наложении взысканий на командование 6-й армии, командиров ряда частей за незаконные действия на территории западной Украины В сентябре 1939 года Красная армия присоединила к СССР территории западной Украины и западной Белоруссии, захваченные Польшей в ходе Гражданской войны в России. Процесс этот сопровождался эксцессами со стороны красноармейцев по отношению к населению этих территорий. С этими эксцессами советское руководство боролось, о чём и пойдёт речь в этой заметке. Материал взят из книги М.И. Мельтюхова "Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918—1939 гг.". 21 сентября курсант отдельного зенитного эскадрона Армейской кавгруппы Харченко произвел обыск у учительницы села Добровляны и забрал у нее двое часов и велосипед, за что был приговорен к расстрелу. 21 сентября, разоружив польские войска, части 14-й кавдивизии отпустили солдат по домам, а офицеров и жандармов оставили до особого распоряжения в шкале в Сасуве. В 19 часов пленные проникли в подвал школы, убили рабочего, охранявшего оружие, и открыли огонь из окон. Батальонный комиссар Пономарев с красноармейцами подавил восстание офицеров и, приехав в штаб 14-й кавдивизии, рассказал о случившемся. При этом он высказал мысль, что все офицеры и жандармы являются сволочью, которую нужно уничтожить. Под впечатлением услышанного, 22 сентября в селе Бошевицы 4 красноармейца под разными предлогами забрали из-под стражи народной милиции 4 пленных офицеров и расстреляли их. В итоге Военный трибунал осудил главного зачинщика этого преступления на 4 года лагерей, а соучастники получили по 3 года условно. Эти и другие случаи потребовали издание специального указа Наркома обороны.

Nz: Приказ Народного Комиссара Обороны Союза ССР. О наложении взысканий на командование 6-й армии, командиров ряда частей за незаконные действия на территории западной Украины № 0059 10 ноября 1939 года 16 октября на имя т. Сталина и мое поступило письмо военного прокурора 6-й армии т. Нечипоренко о неправильных действиях некоторых лиц начальствующего состава во время военных событий на территории Западной Украины. По моему приказанию Политическое управление Красной Армии произвело расследование и установило, что в 6-й армии во время военных действий имели место случаи расправы над офицерами и чинами полиции бывшего польского государства, а также над отдельными лицами из гражданского населения. Военный совет 6-й армии в лице командующего армией комкора т. Голикова и члена Военного совета бригадного комиссара т. Захарычева не только не вел достаточной борьбы с этими проявлениями произвола, но и сам 20 сентября 1939 г. принял поспешное необдуманное постановление. Получив донесение о действиях банды, состоящей из жандармов, офицеров и польских буржуазных националистов, устроившей в тылу наших войск резню украинского и еврейского населения, Военный совет дал ошибочную, неконкретную, а потому недопустимую директиву: «Всех выявленных главарей банды погромщиков подвергнуть высшей мере наказания — расстрелять в течение 24 часов». На основании этого постановления были расстреляны 9 человек. Военный совет 6-й армии вместо того, чтобы поручить органам военной прокуратуры расследовать все факты контрреволюционной деятельности захваченных лиц и предать их в установленном порядке суду Военного трибунала, вынес общее постановление о расстреле главарей банды без поименного перечисления подлежащих расстрелу. Подобные решения Военного совета 6-й армии могли быть поняты подчиненными как сигнал к упрощенной форме борьбы с бандитами. В частях 2-го конного корпуса, входящего в состав 6-й армии, зарегистрировано, например, до 10 случаев самочинных действий начсостава разных степеней в отношении задержанных польских бандитов. Учитывая, что в поступках виновных в незаконных действиях не было преднамеренной злой воли, что все это происходило в обстановке боевых действий и острой классовой и национальной борьбы местного украинского и еврейского населения с бывшими польскими жандармами и офицерами и что отданное распоряжение явилось результатом ошибки и недопонимания, приказываю: 1. Обратить внимание всего начсостава на недопустимость повторения в будущем всяких самочинных действий, противоречащих духу и уставам Красной Армии. 2. За вынесение поспешных, необдуманных постановлений, противоречащих установленным порядкам в Красной Армии, Военному совету 6-й армии комкору т. Голикову и бригадному комиссару т. Захарычеву объявляю выговор. 3. Непосредственно виновным в незаконных действиях командиру 131-го кавполка майору т. Дедеоглу, младшему политруку 131-го кавполка т. Черкасову, лейтенанту того же полка т. Кольцову, комиссару отдельного дивизиона связи 2-го конного корпуса старшему политруку т. Безносенко объявляю выговор. 4. Военному совету Украинского фронта установить остальных, лиц, непосредственно виновных в самочинных действиях в 6-й армии, и наложить на них дисциплинарные взыскания своей властью, донеся мне об исполнении. Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов

вив: Традиции на Руси Русское Рождество – не единственная традиция, празднование которой в корне отличается от традиций других стран. Нам вообще есть, что вспомнить и чему удивиться. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком. Чтобы молоко не скисло, в сосуд с молоком запускали лягушку. Привычные нам свадебные гуляния на Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, которая переходила во взрослую жизнь. Кстати, свадьбы на Руси игрались только зимой, после Нового Года. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган. До Ивана Грозного на Руси пили напитки крепостью от 1 до 6% только по праздникам и не допьяна. Привозные виноградные вина, как правило, не крепче 11%, стоили слишком дорого и были доступны только аристократам, которые пили их, по греческой традиции, разбавляя водой. Выпивать чаще, чем раз-два в месяц считалось позором. А вот какая есть версия того, почему Россия не участвовала активно в освоении морей и океанов. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили из Азии. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях просто не было. В русском своде законов XIV века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов. Одним из самых почетных на Руси было занятие плевальщика – того, кто сеял репу. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Сеять их руками невозможно. Семена выплёвывали, и хорошие плевальщики очень ценились. Самым страшным праздником на Руси была Масленица. В Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство... Чаще всего несчастья происходили не во время кулачных боёв. Также многие замерзали на улицах, упившись. По Москве в это время было просто страшно ходить. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется в виду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.

Nz: Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях Быт - это живая ткань истории, позволяющая детально представить и прочувствовать историческое бытие. Иван Егорович Забелин (1820-1908) - выдающийся русский историк и археолог, председатель Общества истории и древностей, почетный член Петербургской Академии наук. Его исследования касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. Трудам историка свойственен выразительный и оригинальный язык, необыкновенно красочный и богатый, с архаичным, народным оттенком. Исследуя идейные основы русской культуры, он подчеркивает важную роль экономических отношений в истории. Историк стремился выяснить «корни и истоки» русской жизни, выявлял заимствования в культуре от соседних народов. Как ведущий представитель направления «бытовой истории» Забелин обращал внимание любым мелочам, из совокупности которых складывалась жизнь наших предков. Фундаментальный труд И. Е. Забелина «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» посвящён восстановлению основ и мельчайших деталей царского быта, развитию представлений о царской власти и Москве как центре пребывания царей, истории строительства Кремля и царских хором, внутреннему их убранству (архитектурным новшествам и способам внешнего декора, техническим деталям интерьера, росписям стен, мебилировке, предметам роскоши, одежде, домашним животным и т. д.), ритуалам, связанным с персоной царя и придворному протоколу (то есть, кто из царского окружения имел право приходить во дворец, как это следовало делать, какие хозяйственные службы и должности были при дворе, обязанности царских врачей, назначение различных дворцовых помещений), распорядку дня во дворце (занятия государя, начинавшиеся с утренней молитвы, решение государственных вопросов и роль в этом боярской думы, обеденное время и послеобеденные развлечения, цикл православных праздников, центром которого был государев двор). Традиционная пышность и замкнутость русского великокняжеского, а затем и царского двора неизменно вызывали у современников любопытство, которому было суждено оставаться неудовлетворенным - вход во внутренние покои дворца, в особенности на его женскую половину, был заказан практически для всех, за исключением узкого круга слуг и родственников. Проникнуть в этот утаенный от окружающих мир, сделать это деликатно, не увлекаясь неизбежными в такой ситуации романтическими легендами или фантастическими сплетнями, - задача не из легких. Историки, которых привлекают общие закономерности развития государства, экономики и общества, редко обращаются к таким темам. Однако есть и счастливые исключения - работы выдающегося русского историка и археолога Ивана Егоровича Забелина (1820-1908). Внутренний распорядок, бытовой уклад Московского дворца, взаимоотношения его обитателей прослежены Забелиным во всех их живописных подробностях, с детальным описанием разнообразных обрядов и церемоний, которые сопровождаются объяснением их ритуального смысла и глубинной значимости. Все рассказы И. Е. Забелина основаны на подлинном историческом материале, с которым он имел возможность познакомиться, работая в архиве Оружейной палаты Московского Кремля. «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII» - вторая часть более общего исследования Забелина «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях».

вив: История Красной Звезды Многие, возможно, не знают, что история пятиконечной звезды в России началась задолго до революции 1917 года и берет свои истоки в другой революции – французской. Именно во Франции на рубеже XVIII-XIX веков звездочки появляются на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, определяя их чин. В данном случае своё обоснование пентаграмма почерпнула из мифологии Древнего Рима, где символизировала Марса и изображала лилию, из которой родился этот бог войны. Под влиянием французов император Николай I ввел пентаграмму и в российскую армию. 1 января 1827 года золотые кованые звездочки появились на эполетах, а 29 апреля 1854 года – уже шитые украсили введенные погоны. После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем. Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию, как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих. Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда. К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев. Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги, но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали. Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии. Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.). Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений). На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и «буденовкой» (последнее название и прижилось). Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии. В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 11-лучевой (по числу союзных республик). Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации. В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага). Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами. Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии. Как бы ни старались злые языки приравнять Советский Союз к гитлеровской Германии, а Красную звезду к нацистской свастике, этого у них пока не получилось. А уж пентаграмме так и вовсе ничего не грозит. Иначе придется делать 50 дырок во флаге США, 12 дырок во флаге Евросоюза, не говоря о массе других флагов и гербов.

Nz: Полицейское государство «Общество нуждается, прежде всего, в безопасности, зная о том, что прочие цели не могут быть достигнуты, пока эта первая, необходимая цель не будет осуществлена», – писал известный русский ученый-полицеист А. С. Оскольский. Да и большинство государствоведов разных стран и времен видели причину возникновения и суть государства именно в его «полицейской функции». История доказывает: граждане (подданные) могут многое простить руководителям государства – злоупотребление властью, любовь к роскоши, косноязычие и даже казнокрадство. Но никогда не прощают отсутствия в стране общественного порядка, наличия угрозы их жизни и собственности. Г. Флоровский считает, что «...Полицейское государство есть не только и даже не столько внешняя, сколько внутренняя реальность. Не столько строй, сколько стиль жизни. Не только политическая теория, но и религиозная установка». Полицеизм, по мнению Флоровского, «есть замысел построить и регулярно сочинять всю жизнь народа и страны, всю жизнь каждого отдельного обывателя ради его собственной и ради общей пользы или общего блага. Полицейский пафос есть пафос учредительный и попечительный». Западные исследователи антирусского направления (в частности, Р.Пайпс) характеризуют Россию как «полицейское государство», другие используют термин «думская монархия» . В настоящее время в историографии исследователями употребляется термин «неоабсолютизм». Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности.

вив: История футбола Спор о родине футбола и о его истории (истории игры) ведется уже очень давно. И все страны, претендующие называться “Отечеством футбола” отчасти правы. Футбол, как показали многочисленные исследования, имеет очень разветвленные корни, уходящие глубоко в века, приближенно к 3000 году до нашей эры. Китай является одной из многих стран, где началась игра в мяч. В третьем тысячелетии там была распространена игра ЧЖУ КЭ. Она проводилась на поле, с обеих сторон которого было установлено по два вертикально стоящих шеста, 2 бамбуковые палки. Играли китайцы в древний мяч, его можно было загонять в ворота всеми частями тела, кроме ладоней. Проигравшая команда публично поролась, выигравшим дарили фарфоровые вазы и хорошее вино. Второй Родиной футбола, по всей видимости, являлась соседка Китая – Япония. Ее определили по рисункам 2650 года д. н. э. древняя игра процветала при императоре Кемари, в нее играли ногами, и длилась она строго определенное время, так как на рисунках были изображены песочные часы. Еще одним прародителем современного футбола считают Египет. В его гробницах обнаружены многочисленные изображения “футболистов”. Сведения о правилах игры ногами в то давнее время не дошли до наших дней, остались только ее общие черты, и как ни странно, зародился древний футбол в одно время, но в разных уголках нашей планеты. А самое интересное то, что игроки разных континентов даже не подозревали о существовании друг друга. После зарождения древний ножной мяч начал распространяться, предположительно только из одного места – из Египта. Об этом можно судить, рассматривая торговые связи египтян. Зачаточной игрой “заразились” Древняя Эллада и Древняя Спарта. В Спарте был распространен ЭПИСКИРОС. Поле делилось линией пополам, действие начиналось вбрасыванием мяча в центре. Цель эпискироса сводилась к тому, что спортивный снаряд старались завести за лицевую линию противника. А древний мяч все катился и катился, уже по Европе. В свое время римляне переняли некоторые моменты игры в мяч у египтян, у них появился популярный тогда –ГАРПАСТУМ. В него играли две команды, воротами были два шеста без перекладины. Голы забивали сначала руками и ногами, позднее только ногами. Римский гарпастум стал прародителем футбола, а получилось это так. Римская империя в начале нашей эры была очень сильным и воинствующим государством. Она покорила север Африки, Европу, Британские острова, Ближний Восток. И где бы римские легионеры ни воевали, время для отдыха находили всегда. А в часы отдыха забавлялись харпастумом с местным населением. Так в исторических хрониках запечатлено событие, когда в 217 году нашей эры недалеко от английского города Дерби состоялся товарищеский матч между кельтами и легионерами, в котором последние проиграли. Вот и получилось, в 5 веке Римская империя распалась, а зачатки современного футбола остались по всей Западной Европе. Потомками харпастума стали германский БУФПАЛЕН и французский СУЛЬ. Но тот футбол был еще далек от совершенства, его отличительной особенностью было почти полное отсутствие каких-либо правил. Много позднее в 14-16 веках в Италии во Флоренции была известна игра КАЛЬЧО. Играли в нее на больших площадях, огороженных деревянными щитами. В каждой команде было по 27 человек, из них 15 были прототипами современных форвардов. В КАЛЬЧО были судьи, которые наблюдали за игрой с небольшой возвышенности. В кальчо впервые появились правила, отдаленно напоминавшие правила нашего футбола Такой средневековый футбол много раз запрещали, обвиняли игроков в язычестве, но не смотря ни на что игра жила и развивалась, и уже в конце 19 века окончательно пробилась сквозь тьму запретов и непонимания. Правила в футболе еще ни раз изменялись и дополнялись, футбол уже окончательно расцвел и стал всеми любимым видом спорта после 2-ой мировой войны.

вив: Как иногда начинаются войны В 1249 году между городами Болонья и Модена, расположенными на территории нынешней Италии, началась война, по праву считающаяся одной из самых бессмысленных войн в истории человечества. А началось всё с того, что один из солдат сбежал из Болоньи в Модену, захватив с собой старый дубовый ушат (для тех, кто не в курсе - небольшую такую бочку), из которого он поил свою лошадь. Власти Болоньи потребовали от соседей выдать им отнюдь не самого дезертира, а именно этот самый ушат. Но власти Модены по каким-то, одним им известным причинам, отказались это сделать. Не иначе как у них остро не хватало хозяйственной утвари… В результате, между городами началась война, продолжавшаяся 22 года и сопровождавшаяся значительными жертвами и разрушениями с обеих сторон. А тот злополучный ушат до сих пор остается в Модене и хранится в одной из башен города.

вив: Первый женский батальон В 280 годы (точнее установить не удалось) до нашей эры Хо Люя, правитель китайского княжества У, вёл бесконечные войны с соседями. Было у него 180 красивых наложниц и две из них особенно любимые. А вот с солдатами была у него напряжёнка, и армии срочно нужны были пополнения. Однажды Хо Люй вызвал к себе военачальника Сунь-Цзы и приказал... обучить своих любимых женщин боевому искусству. Тот спорить не стал. Красавиц выстроили перед дворцом и поделили на 2 отряда, а любимых "подруг" правителя поставили командовать. Долго Сунь-Цзы пытался приучить их к дисциплине, но красавицы лишь смеялись и команды выполнять не желали. И тогда Сунь-Цзы прямо на глазах у правителя... казнил обеих. Князь, конечно, пытался этого не допустить, но полководец сказал: "Вы не смеете мне указывать, так как Вы же сами назначили меня военачальником!". И сразу же смолкли смешки девушек. Вскоре полководец доложил, что подразделение полностью готово к боевым действиям. И что бы вы думали сказал Хо Люй? "А кого же я теперь буду любить?!" Восток дело тонкое!

вив: Сама земля кормит В 997 году армия печенегов подошла к крупному русскому городу Белгороду. Штурм ничего не дал, степняки штурмовать города умели плохо, поэтому началась длительная осада. Осада вызвала в городе голод и жители уже были готовы сдаться, но один мудрец, по легенде, уговорил горожан из последней муки сварить кисель, собрать весь мёд и поместить всё это в деревянных бочках на дно двух глубоких колодцев. После этого пригласили печенежских послов, на их глазах принялись черпать из колодцев мёд и кисель и говорили кочевникам: "Чего стоите, вам нас всё равно не взять измором! Нас сама земля кормит!" Самое поразительное в этой истории то, что печенеги действительно сняли осаду и ушли.

вив: Этот любвеобильный Иван Грозный Царя Ивана Васильевича, прозванного Грозным, вполне можно назвать брачным рекордсменом XVI столетия. У него было в общей сложности 8 жён (правда, только первые четыре из них являлись «венчанными»), все знатные княгини из древнейших боярских родов. Увы, большинство жен московского монарха окончили свою жизнь трагично. Первую, Анастасию Захарьину-Юрьеву, вроде бы, отравили. Правда, не вполне ясно кто: враги Ивана Грозного или он сам. Вторая супруга, черкесская княжна Мария Темрюковна, умерла столь внезапно, что это снова вызвало к жизни слухи об отравлении. Следующая царская избранница, Марфа Собакина, занемогла и скончалась через несколько дней после свадьбы. Четвертую, Анну Колтовскую, после крупной ссоры царь постриг в монахини, а пятую, Марию Долгорукую, казнил после первой же брачной ночи, поскольку дознался, что царица до брака уже имела возлюбленного. Шестая и седьмая избранницы, Анна Васильчикова и Василиса Мелентьева, просто исчезают бесследно, история об их судьбе ничего вразумительного сказать не может. Вроде бы они обе были сначала насильно пострижены в монахини, а затем казнены. Лишь Марии Нагой удалось пробыть женой Ивана до самой его смерти в 1584 году. Вот что значит - постарел... Запрет церкви на многочисленные браки для деспота не существовал. И это при том, что разводиться тогда было нельзя. На этой почве у Грозного возникали постоянные ссоры с митрополитом, но каждый раз царь так или иначе вразумлял священнослужителей, и те разрешали ему очередной брак. Но только этого было ему мало… В 1567 году решил Иван Грозный свататься аж к самой английской королеве Елизавете! Та, естественно, от такого предложения немного опешила и передала в ответ, что должна спросить разрешения у своего парламента. Грозный, узнав это, пришёл в страшный гнев и обозвал Елизавету "пошлой девицей". Вовсе не отказ взбесил так нашего государя (вряд ли он так уж наделся на успех), а то, что его "коллега" у парламента своего разрешения спрашивает! Но, впрочем, если Вы думаете, что это было самое весёлое сватовство Ивана Васильевича, то Вы глубоко заблуждаетесь. Было и еще веселее! Одно время Иван Грозный хотел породниться с польской королевской семьей, но подходящих невест в Польше на тот момент как назло не было. Зато в Финляндии, являвшейся тогда герцогством Швеции, правил младший брат шведского короля Эрика Юхан, жена которого Катерина как раз являлась сестрой польского короля. И произошло так, что этот самый Юхан поссорился со своим старшим братом, и тот приговорил его к смертной казни и посадил в тюрьму. Типа, дожидаться приведения смертного приговора в исполнение. Иван Васильевич смотрит - да девушка же фактически свободная! И послал он к ней, а вернее к королю Швеции, сватов. Правда, у него на тот момент очередная жена ещё жива была, но это всё так, мелочи… Долго шло посольство, и кто бы мог подумать, что пока оно шло, король Эрик сошел с ума и его отстранили от власти, Юхана же выпустили из тюрьмы и провозгласили королём Швеции. И тут к нему является наше посольство и просит руку его же собственной жены... Странно, но шведы послов почему-то не поубивали, и они благополучно вернулись на родину. Разумеется, с пустыми руками. Занятно, что в том же столетии брачный рекорд Западной Европы поставил английский король Генрих VIII. Он не только был женат шесть раз (с двумя женами развелся, двух других казнил), но и ради возможности развестись с одной из жен... упразднил в Англии католическую церковь! Видимо, английские пастеры были поупрямее наших попов.

вив: Добрый Карлсон Мало кто знает, что создательница знаменитого "Карлсона" - Астрид Линдгрен - в 30-40-х состояла в ультраправой национал-социалистической партии Швеции (Nationalsocialistiska Arbetarpartiet), аналоге немецкой НСДАП, а сам Карлсон списан со второго человека Третьего Рейха, Германа Геринга, с которым она дружила все 30-40-е, а познакомилась еще в 1925 году, когда он, будучи лётчиком-героем Первой мировой, устраивал авиашоу в Швеции. "Моторчик" Карлсона - намек на Геринга-авиатора. Но все ещё интереснее. В книгах Астрид Линдгрен их главный герой, Карлсон, постоянно употребляет наиболее расхожие фразы своего прототипа. Знаменитое: "Пустяки, дело житейское," - любимая поговорка Геринга. "Я мужчина в самом расцвете сил," - тоже одна из наиболее расхожих фраз этого жизнерадостного весельчака, "ужаса человечества". И ему же, Герману Герингу, принадлежит сама идея о моторчике за спиной, которого ему в жизни так не хватало - именно это он сказал однажды в кругу друзей, в числе которых была и Астрид Линдгрен. Про честь... В 450 году до н.э. римская армия во главе с полководцем Камиллом осадили этрусскую крепость Фалерию. Город был великолепно укреплён и готов к длительно осаде, этруски не сомневались в неприступности Фалерии, поэтому держали на стенах только караул, а сами вели обычную, повседневную жизнь. Особенно не волновался из-за близости врага учитель, каждый день выводивший учеников – детей самых знатных и влиятельных этрусских семей – к подножиям городских стен, чтобы там рассказывать им о величии их родного города. Про учителя известно, что он был «приезжий» (хотя и не уточняется – откуда) и это многое объясняет. На самом деле учитель задумал нанести фалерийцам страшный удар. Каждый день он уводил детей всё дальше и дальше от укреплений. Ни ученики, ни их родители, ни стражники на воротах ничего не подозревали. И однажды учитель отвёл мальчишек прямиком в лагерь римлян. Но Камилл отказался от такого «подарка». Он приказал своим легионерам раздеть учителя донага, раздать этрусским детям розги, и те погнали предателя назад в город. Порядочность римского полководца покорила горожан. Вскоре Фалерия сдалась Камиллу без боя. ... и бесчестие А вот совсем другая история, приключившаяся в XVIII веке в Индии. В 1736 году полководец Чанда Сахиб с войском стоял у ворот крепости Тричинополи. Теоретически, он пришел на помощь правившей здесь вдове мадурского раджи Дост-Али (вдову звали Рани), против которой взбунтовались её собственные вассалы. Но Рани колебалась: она знала нравы военачальников – им ничего не стоит превратиться из друга во врага. Поэтому, прежде чем открыть ворота крепости, Рани поднялась на стену и попросила, чтобы Чанда Сахиб поклялся на Коране, что он не причинит ни ей, ни её городу никакого зла. Сахиб согласился. К военачальнику подошел солдат со священной книгой в роскошной, парчовой обложке в руках, и Сахиб торжественно дал клятву. Ворота открыли. И войско Сахиба захватило и разграбило Тричинополи. Когда несчастная вдова попробовала напомнить Сахибу про его клятву, он показал ей завёрнутый в парчовую ткань… кирпич.

вив: Просвещенная Европа Многие с тоской представляют себе старую Европу с благородными рыцарями, готовыми на подвиги во имя прекрасных дам, с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами, с пышными королевскими приемами и благоухающими садами Версаля. Многие думают: ну почему я не родился (родилась) в те красивые времена? Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли? Поверьте – вам очень повезло… До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что Вам показывали в фильмах и о чём Вы читали в романах. Правда – она гораздо менее... хм... благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось. Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудиться можно. Горячая же ванна нереальна – дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю – Святой Инквизиции – и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже – колесованием. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Папа Климент V погибает от дизентерии. А Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки. Как и король Филипп II. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц – безобразно часто. Если в ХV – ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII – ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться – но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. В те смутные времена уход за телом считался грехом. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, – писал Бильц в книге «Новое природное лечение», – После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...». Доктору мало кто верил. Духи – важное европейское изобретение – появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна – маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами. Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного рыцаря. С крушением Римской империи будущие поколения европейцев на полторы тысячи лет забыли о туалетах со смывом, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок именно из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. После того, как французский король Людовик IX был облит помоями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!». В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось слугами у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале. Например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Именно для этого стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, а в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла... диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. Женская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью – чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох. Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывались помои. Во Франции кучи за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже – куча разрослась настолько, что фекалии стали переваливаться обратно, да и опасно это показалось – вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов. Улицы утопали в грязи и помоях настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Вот как, по данным европейских ученых, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком – для дезинфекции. Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый испорченным мясом и другими продуктами. В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком. Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековой Европе собачьей мочой обесцвечивали волосы. Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе, и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. Благодаря практиковавшемуся церковью уничтожению кошек – слуг дьявола – расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы просто-напросто вымерло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова. Власть этих людей над крысами объясняли, опять-таки, не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы. Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему – во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье. Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали их на Даму своего сердца, чтоб кровь двух влюбленных смешалась в блохе… Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели – чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна именно потому, что на ней не было видно клопов. Искать вшей друг на друге – значило высказывать друг другу свое расположение… Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого. В XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия – до половины. Медицинские методы оказания помощи в то время тоже были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V–III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом позабыли. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит – получи огненный штырь в задницу – и свободен. Здоров. Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло. Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию – «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи – «отворители крови». Кровь пускали всем – для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода – по календарю. Монахи чувствовали себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации. Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения – если улучшение у больного не наступало, то вывод делался только один – крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума. Кроме того, в средневековье широко распространяются лекарства из трупов и размолотых человеческих костей. Гарманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость. В Европе еще в 17-ом веке свято верили, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для здоровья. Из обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовляли возбуждающий любовный напиток… Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. И мы сами нередко выражаемся о ней в том же духе. О нынешних временах говорить не будем, но можно с уверенность сказать, что вплоть до начала XIX века Россия, несмотря на все свои недостатки, на самом деле была самым цивилизованным из европейских государств. По крайней мере, в смысле быта и личной гигиены – это точно.

вив: Дамские дуэли Дуэль считается прерогативой мужчин: они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести либо за дам своего сердца. Но такое мнение ошибочно. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощренными. Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. А жестокость, проявляемая дамами на дуэлях, шокирует. Из каждых десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством лишь в четырех случаях из десяти). По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной. Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать. Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год при дворе произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. После смерти Екатерины приютом женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». Впрочем, относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде. Добавляло ли это изящества — вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели «пикантность».

вив: Двести розог... за человечность Удивительную и печальную историю из времен императора Николая I рассказывает Николай Лесков в своей, ныне малоизвестной документальной повести «Человек на часах». Однажды ночью в Петербурге, возле одного из правительственных зданий на берегу Невы стоял на часах солдат Постников. Была зима; какой-то человек переходил реку по льду, но лед провалился, и несчастный начал тонуть. Он барахтался всего в нескольких метрах от Постникова. Солдат долго колебался. «По человечески», он был обязан спасти утопающего; по уставу, не имел права покинуть пост под страхом ужасного наказания - нескольких тысяч розог перед строем, то есть, мучительной смертной казни... Наконец, не в силах выдержать вопли тонущего, Постников бросился на лед и вытащил человека. Обо всем стало известно дежурному офицеру. Боясь, как бы весть о происшествии на Неве не дошла каким-нибудь случайным образом до его величества, - а это грозило расправой всем начальникам часового, - офицер среди ночи бросился советоваться со своим полковником. Тот, выслушав, отправился к обер-полицмейстеру столицы... Наконец, последний придумал, как помочь делу. Для утреннего доклада императору была выдумана трогательная история о некоем храбром офицере, спасшем утопающего из полыньи. О личности Постникова вообще никто не упомянул... Полковник же, на всякий случай, велел дать солдату двести розог. Тот был счастлив: хоть не запороли насмерть!

вив: Не касайтесь королевы! О невероятной чопорности испанского королевского двора, о нелепой строгости придворного этикета XVII века свидетельствует история, случившаяся с Марией-Луизой, женой Карлоса Второго. Королева была, по сути, затворницей в огромном и мрачном дворце. Полную власть над ней имела приставленная королем строгая надзирательница, камарера-махор, герцогиня Терра-Нова. Марии-Луизе запрещалось даже выглядывать из окошка; камарера-махор тут же делала ей выговор: «Не подобает испанской королеве смотреть в окна». Но особенно косным - и, как выяснилось, опасным - было правило, согласно которому никто, кроме супруга и двух-трех знатных дам, не мог коснуться королевы. За это полагалась немедленная смертная казнь. Свидетельница пишет: «Если бы королева оступилась и упала и если бы около нее не оказалось ее дамы, чтобы ее поднять, хотя бы вокруг стояло сто царедворцев, то ей пришлось бы подняться самой или оставаться на земле весь день скорее, чем кто-нибудь решился бы помочь ей встать.» Однажды Мария-Луиза села на плохо объезженную андалузскую лошадь во дворе дворца. Животное взвилось на дыбы, королева упала, а ее нога запуталась в стремени: лошадь тащила женщину за собой, и та рисковала разбить себе голову о плиты. «Двор был переполнен аристократией и стражей, но никто не решался прийти на помощь королеве, потому что мужчинам не дозволено ее касаться и особенно ее ноги, если только это не первый из прислужников, надевающий туфли.» Наконец, два молодых дворянина решились нарушить этикет. Один из них схватил лошадь за узду, другой взял ногу королевы и освободил ее из стремени. Затем оба стремглав бежали из дворца, у себя дома оседлали коней и бросились вон из города, подальше от королевского гнева. Бедной Марии-Луизе с превеликим трудом удалось уговорить своего мужа, чтобы тот не карал «преступников».

вив: http://shot.photo.qip.ru/005asm-3048ZpS/



полная версия страницы