Форум » Политика на Кавказе, в России, на Ближнем Востоке и в мире » Россия, которую мы проиграли » Ответить

Россия, которую мы проиграли

Сокол: Россия, которую мы проиграли В наступившем году исполнится двадцать лет новой России — государству, появившемуся в результате краха коммунистического режима и распада советской империи. Однако революционные чаяния и надежды на то, что новое государство станет демократическим и современным, и люди в нем будут жить достойно и благополучно, не сбылись. Сегодня Россия — это насквозь политически и экономически коррумпированное государство, которое под властью авторитарно-клептократического режима разваливается на глазах и неуклонно приближается к социально-политическому катаклизму с высокой вероятностью последующего распада. Неизбежность очередной точки бифуркации, развилки в политико-историческом развитии России определяет необходимость анализа влияния политических решений и действий 90-ых годов на сложившуюся сегодня ситуацию. Обратный аналитический отсчет нужен для того, чтобы новая власть, которая придет на смену рухнувшему режиму, не допустила повторения подобных просчетов и смогла реализовать меры, способные вырвать страну из унаследованного от советской империи и так и не преодоленного за прошедшие годы кризиса. Кратко основные результаты такого анализа состоят в следующем. (Подробный анализ приведен в книгах автора «Аудит политической системы посткоммунистической России», 2007г., и «Вертикаль никуда: Очерки политической истории России 1991–2008», 2010г.). Номенклатурный реванш Одним из самых серьезных стратегических просчетов политических сил, пришедших к власти в новой России, стало массовое использование во всех структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного управления бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата. Исходный посыл для такого решения состоял в том, что для быстрого включения в работу вновь создаваемых российских государственных структур практически нет других кадров и другого пути, кроме привлечения знающих прежнюю хозяйственную систему советских чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправдано. Но, как показало последующее развитие событий, с учетом «профессионализма» советской партийно-государственной номенклатуры наивно было полагать, что ее можно заставить работать в интересах страны и новой власти, а не в собственных, прежде всего, меркантильных интересах. Фактически нужна была не департизация государственного аппарата, которая и так осуществилась почти автоматически с распадом КПСС, а его десоветизация или точнее, деномеклатуризация, которая до сих пор так и не произошла. В результате государственную власть и ресурсы страны захватили прямые наследники советской номенклатуры. Тупик экономического детерминизма Специфическая особенность реформ 90-ых годов состояла в том, что реформы в сфере экономики проводились опережающим порядком по отношению к реформированию других сфер жизни общества и государства. Это было обусловлено тем, что наиболее активную и подготовленную часть команды президента Ельцина составляли управленцы и экономисты, приверженцы экономического детерминизма. Воспитанные на историческом материализме реформаторы были искренне убеждены в том, что сначала следует реформировать экономику, перейти от административно-плановой к рыночной экономике. И это создаст условия для последующего выстраивания демократической политической системы. Однако недооценка необходимости наряду с экономическими реформами также политических и идейно-ценностных преобразований очень скоро сказалась как на судьбе самих реформаторов, так и стала причиной искажений не только результатов, но и целей проводимых экономических реформ. Состояние дел в политической, экономической, социальной и других сферах сегодняшней России, морально-нравственное и культурное состояние российского общества со всей очевидностью свидетельствуют о том, что экономический детерминизм продемонстрировал свою неадекватность и неспособность обеспечить вывод нового российского государства из унаследованного от советской империи кризиса. После непродолжительного демократического просвета начала 90-х годов Россия вернулась в тупиковую кризисную ситуацию, во многом подобную той, что сложилась перед распадом советской империи. Выход из этого тупика сегодня невозможен без демократических преобразований в политической сфере. Бацилла политической коррупции Тенденция деформации конституционной модели демократических политических и государственных порядков, установленных Конституцией России 1993 года, проявилась в деятельности российской власти достаточно быстро после ее принятия. Это было обусловлено перерождением совершивших революцию политических сил в правящий номенклатурно-олигархический режим и размежеванием дорвавшейся до власти теперь уже российской номенклатуры с демократическим движением. Переломным моментом, резко ускорившим процесс размежевания, стала начавшаяся в конце 1994 года чеченская трагедия. Стремясь дистанцироваться и обезопасить институт президентской власти от пока еще недостаточно эффективной и качественной, но вполне реальной политической конкуренции, команда президента Ельцина стала позиционировать и задействовать этот институт в качестве самостоятельного и непосредственного субъекта российской политики. Такой лишенный опоры на реальные политические и общественные силы субъект неизбежно стал использовать административный ресурс власти для обеспечения своей самодостаточности в достижении политических целей, что и представляет собой политическую коррупцию. Бацилла политической коррупции была занесена в российский политический организм в парламентско-президентском избирательном цикле 1995–1996 годов. Но окончательно политическая коррупция стала основным движущим механизмом российской политики как закономерное последствие проведенной в конце 1999 начале 2000 года операции «преемник», в результате которой к власти пришла команда Путина. Стремление сохраниться во власти даже «во имя общественного блага» любой ценой и средствами, исповедуя заимствованный большевиками у иезуитов принцип «цель оправдывает средства», неизбежно приводит к подавлению политической конкуренции и ее замещению политической коррупцией. Судебная контрреформа Незавершенность судебной реформы и фактически начавшаяся с середины 90-х годов контрреформа обуславливают то, что действующая сегодня в России судебная система не способна осуществлять объективное, беспристрастное и справедливое правосудие, выполнять функцию главного арбитра в разрешении всех политических, социальных и экономических споров и конфликтов. Разворот судебной реформы в обратную сторону начался уже в период работы Государственной Думы первого созыва не без участия президентской администрации. Депутаты Государственной Думы первого и последующих созывов из числа бывших сотрудников карательно-охранительных органов государственной безопасности и внутренних дел, советской прокуратуры и суда начали необъявленную публично, но от этого не менее агрессивную контрреформу. В лучших советских традициях судебная власть поставлена на службу правящему режиму, в нарушение принципа разделения властей находится в зависимости от президентской и исполнительной власти и используется для их ограждения от социальных и политических протестов. Одна из ключевых проблем судебной системы состоит в ее «человеческом качестве», в неудовлетворительном профессиональном, моральном и нравственном состоянии судейского корпуса, в котором распространена зараза корыстолюбия и коррупции, готовность осуществлять правосудие не по закону и справедливости, а исходя из политической целесообразности и по «телефонному праву». И до тех пор, пока судебная система России будет находиться в таком состоянии, ни о каком демократическом и правовом государстве и рыночной экономике речи идти не может. Рецепты политической хирургии Исходя из приведенного анализа, в качестве первоочередных мер, которые следует реализовать после неизбежного крушения правящего авторитарно-клептократического режима, можно предложить следующее. Профессиональная люстрация государственного аппарата — запрет на работу на государственной службе тем, кто при прежних режимах занимал должности, уровня принятия, непосредственной подготовки и согласования государственных управленческих решений. При этом должна быть проведена смена кадрового состава правоохранительных органов и спецслужб. И обеспечена законодательная защита неполитической части государственного аппарата от любого политического влияния. Реформирование судебной системы отмена всех законодательных установлений, противоречащих концепции судебной реформы 1991 года, и доведение судебной реформы в этой концепции до конца. При этом должна быть проведена замена судейского корпуса за счет привлечение на начальном этапе на должности судей всех звеньев судебной системы, прежде всего, адвокатов и юристов из негосударственных структур. Восстановление политической конкуренции — отмена всех законов, ограничивающих создание и деятельность любых политических партий и общественных объединений, кроме антиконституционных, и формирование политических и общественно-политических блоков. Ликвидация «избирательной власти» — отмена всего действующего избирательного законодательства. При этом возможна передача функций по формированию избирательных комиссий, кроме центральной, судебным инстанциям после замены судейского корпуса и формирование состава избирательных комиссий по принципу «присяжных заседателей». Восстановление информационной конкуренции — сокращение до минимума количества государственных и аффилированных с властями всех уровней СМИ, создание общественного телевидения и радиовещания при сохранении только одного государственного телевизионного канала и одной государственной радиостанции и исключительно на федеральном уровне. Создание специального государственного органа по борьбе с коррупцией вне системы органов исполнительной и законодательной власти и полная реализация всех установлений Конвенции ООН против коррупции 2003 года и конвенций Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупции 1999 года. Автор — Юлий Нисневич, профессор НИУ ВШЭ и РУДН http://news.rambler.ru/8781085/

Ответов - 4

Fred: Рецепты все верные и красивые. Жаль, не будут реализованы.

Сокол: 1) Власть Ельцина- это ширма, за которой дельцы времен конца СССР завершали номенклатурную приватизацию, они применили в свою пользу идею демократии (она исчезла с 1993 г - с расстрела Белого дома). Демократия испытала бурное цветение на закате СССР, в эпоху съезда народных депутатов. Этот съезд так же закономерно с помощью расстрела и царской по сути Конституции 1993 г. завершил короткий этап демократии в России, как когда-то бесславно сошла на нет подлинная демократия Земского собора (Совета Всея Земли) времен конца Смуты всего за 2 правления Михаила и Алексея Михайловича Романовых. Тот, кого народовластие выдвигало на роль царей-вождей (М. Романов и Ельцин), с успехом сами вели к ее похоронам, предоставив право выноса тела своим преемникам (А.М. Романов и Путин)... 2) Автор наивен в вере в силу политики: экономический демократизм не просчет, а логичное продолжение номенклатурного передела собственности в конце СССР: именно торговая мафия спровоцировала кризис пустых прилавков. Первые три месяца 1992 г. показали торговым изобилием искусственность тотального потребительского дефицита конца 1991 г. Рыжие либералы с кремлевскими коробками на 0,5 млн. долл. тупо делали свое грязное дело, - оттого им и открытого капитала не надо, коль маска Путина скрывает теневого рыжего короля бала. 3) Коррупция не расцвела после СССР – она просто умножилась как результат разрешения свободы применения капитала без контроля за методами его прироста. Мавроди – пример легально разрешенного вранья, так как закон о запрете на ложную и недоброкачественную рекламу возник через год после АО МММ (а в США– в 1930-х). Он был нужен рыжему как логичный финал ваучеризации. Коррупция не расцвела потому, что она уже прочно сидела в самой основе СССР– он был скрытый капитализм даже на заре перестройки. Его планирование – это были торги нижестоящих с вышестоящими за ресурсы (расход сил для сдельщиков-работников) и план (напряженность задания). Эти торги – было поле воспитания торгашества в среде номенклатуры, и в эпоху дорогой нефти (нефтедолларов) сложились партийные, отраслевые и просто семейно-паутинные кланы по перетягиванию пирога общих нефтедолларов на свои виды деятельности. Проект поворота рек вспять потому и был обнародован, что нефтедоллары исчезли с падением цен на нефть, а потребности кланов– остались. Автор неправ, упирая на политику экономического демократизма как основу коррупции(если я правильно его понял), поскольку она не корнями, а всем телом прочно сцеплена периодом торгов по управляемости развития в СССР. В теории основа коррупции такова: а) посылка, что рынок неуничтожим из-за разумности интереса к частной собственности для лучшей жизни личности б) ее следствие: государство, пытаясь заместить собою рынок и из-за посылки«а» не в силах это сделать, само по своим внутренним взаимосвязям ее агентов вынужденно становится рыночным. Торговоподобная модель государства, где чиновники, согласовывая свои планы, торгуются меж собой – вот закономерный результат попыток замещения государством рынка. Это и создало расцвет коррупции, крушение ненужной для этого маски в виде СССР. А потом уж – коррупция и откаты расцвели полным ходом. Чтобы было понятна идея: говорили, что рынка, мол, нет в СССР. Так его потому там почти не было в легальной части показухи наружу, что он переместился внутрь аппарата государства. Рынок скрылся внутри взаимодействий меж собой государственного аппарата чиновников разных ветвей власти. Но не исчез, он был в СССР!

Сокол: Fred пишет: Рецепты все верные и красивые. Жаль, не будут реализованы Я бы сказал, не совсем верные, но близки к правде. А насчёт реализации... Неясно мне, для кого он написал: реализовывать-то их некому.


Fred: В России всегда так было: я скажу что-то, идею и вектор движения мысли задам, а реализовывает на практике это пусть кто-нибудь другой, даже если моя идея и не совсем реальна и достижима на практике. P. S. «Пришли мыши к сове. «Сова, нам от кошки житья нет. Ты птица мудрая, посоветуй как быть!» Подумала сова. «Вот ежей, — говорит, — никакая кошка не тронет. Вам, мыши, надо ежиками стать!» Поблагодарили ее мыши, пошли домой, но с полдороги вернулись. «А как же мы можем в ежей превратиться?» «Вы, мыши, ко мне с мелкими деталями не лезьте, — отвечает сова, — я СТРАТЕГИЕЙ занимаюсь!»



полная версия страницы